Невыдуманный рассказ. Сочинение - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Невыдуманный рассказ. Сочинение - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели уроков: научить составлять устный рассказ от 1-го лица на основе жизненного опыта; развить умение соблюдать в построении рассказа последовательность действий; сформировать представление о роли жестов и мимики при выступлении перед аудиторией.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Устное сочинение. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Оценка действий товарищей.

Ход уроков

I. Повторение сведений о рассказе.

Учащиеся повторяют сведения о рассказе, особенностях его построения, определение понятий завязка, развитие действия, кульминация, развязка, о способах передачи последовательности действий (см. урок 161).

II. Работа с материалами учебника.

1. Упр. 650. Учащиеся выразительно читают текст (по ролям), составляют его план, готовят пересказ, анализируют работу товарищей.

Учитель предупреждает, что при оценке выступления необходимо обратить внимание не только на содержание, но и на манеру держать себя, на жесты, на выражение лица (мимику), на темп речи, силу голоса, на выразительность, артистичность говорящего, передающего речь разных лиц. Все эти элементы играют большую роль при речевом взаимодействии и даже изучаются специальной наукой — кинесикой (в пер. с лат. — движение).

2. Упр. 651. Анализ недочётов сопровождается выводом о том, какую роль выполняют глаголы в рассказе, как они взаимодействуют друг с другом, почему важно определять вид глагола. После записи текста учащиеся так же, как и при работе с первым отрывком, готовят устные пересказы, оценивают их.

III. Устный рассказ на основе жизненного опыта.

1. Анализ задачи, сформулированной в упр. 652.

2. Обдумывание содержания своего рассказа, его заголовка, составление плана, подбор лексического материала, подготовка к выступлению. Можно предложить репетицию выступления в паре с соседом по парте.

3. Конкурс на лучший рассказ и на лучшего рассказчика.

IV. Подведение итогов. Объявление результатов конкурса.