ОРФОГРАММА «БУКВЫ 3 И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОРФОГРАММА «БУКВЫ 3 И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК» - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Диктант.

Учитель. Проверим сильной позицией правописание приставок, стоящих в слабой позиции. Проведем (по одному слову на каждый ряд) фонетический разбор слов: сжатая, сбить, сдать.

Последовать приглашению, подсветить витрину, сжатая пружина, сбить спесь, отбить удар, сдать экзамен, отреставрировать здание, отчитаться в сделанном.


2. Изучение темы.

2.1. Анализ материала для наблюдения.

Произносим слова, сопоставляем звуковой и буквенный состав слова. Делаем вывод, проверяем его правильность по учебнику.

2.2. Проблемный вопрос. Верным ли является утверждение: приставки на -з и -с как слышим, так и пишем? Послушаем, какие звуки мы произносим в приставках на -з и -с. Запишем.

Без-вест-н-ый [з], без-звезд-н-ый [з], без-земель-н-ый [з’], без-жал-ост-н-ый [ж], бес-полез-н-ый [с], бес-силь-н-ый [с’], бес-шум-н-ый [ш], бес-счет-н-ый [щ'].

Вывод. Буквы з и с на конце приставок обозначают разные звуки, а на письме используются для обозначения разных звуков только эти две буквы.

2.3. Составление алгоритма применения правила.


Буквы з и с на конце приставок


1 шаг. Найди корень и приставку.

2 шаг. Если корень начинается с буквы...

л

б

п

х


м

в

ф

ц


н

г

к

ч


р

д

т

щ



ж

ш




3

с



3 шаг. ...пиши -з- -с-.


3. Актуализация знаний.

3.1. Из данных слов выпишем слова с приставками на -з и -с. Составим словосочетания. Обозначим орфограмму.

Разведать, испытать, бесконечный, восток, беспокоиться, бесноваться, безразличный, нисходить, распуститься, вознести, низковатый, искриться, низменный, возвратить, возразить.

3.2. Словарный диктант.

3.3. Творческая работа «Урок русского языка».


4. Вывод. Повторение правила.


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.