ОСНОВА И КОРЕНЬ СЛОВА - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОСНОВА И КОРЕНЬ СЛОВА - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Проверка домашнего задания.

1.1. Диктант.

Учитель. Составим словосочетания из данных слов. Выделим окончания. Разберем словосочетание сущ. + пр.

По, расположила, алфавит. Лексикон, расширяешь. Языковой, норма. В, узнавать, словарь.

1.2. Расскажем, что называется окончанием, какую роль выполняет окончание в языке и речи.

Вывод. Функция окончания — связывать слова, выражать грамматическое значение слова.


2. Запишем новую тему: Основа — часть слова без окончания, в которой... Закончим предложение позднее.

2.1. Подчеркнем в диктанте основы слова. Это новое научное понятие. Какую функцию выполняет в составе слова его основа? В основе слова заключено его лексическое значение. Закончим предложение в заголовке урока: Основа — часть слова без окончания, в которой заключено лексическое значение.

2.2. В награду за желание и умение мыслить предлагаю перенестись в воображении в начало лета, в сад, где пышно расцвели упругие грозди сирени, наполняя ароматом все вокруг. Этот аромат восхищал художников, писателей. Посмотрим на репродукцию с картины П. П. Кончаловского «Сирень». Прочитаем, какими словами рисует сирень Г. Е. Николаева. Подберем заголовок, выделим окончания и основы у существительных, прилагательных, глаголов.

2.3. А сейчас улыбнемся. Лексического значения какого слова не знает ребенок? Выделим основы и окончания.


3. Запись темы «Корень слова».

3.1. Что такое корень слова? Наблюдения над материалом.

Заряд-и-ть, заряд-[ ], заряд-к-а, пере-заряд-и-ть, заряж-а-ть.

Жар-ищ-а, жар-к-ий, жар-к-о.

Проблемный вопрос: Что общего в группах этих слов? Лексическое и грамматическое значения? Проверим вывод по учебнику.

3.2. Проблемный вопрос: Почему нельзя к однокоренным словам с корнем жар-а отнести слова: жар-и-ть, за-жар-и-ть, под-жар-и-ть, до-жар-и-ть, недо-жар-и-ть, под-жар-к-а..? Корни в словах совпадают по звучанию, но имеют разные лексические значения.

3.3. Продолжим ряд однокоренных слов. Нельзя путать однокоренные слова с одним и тем же словом в разной его форме.

3.4. Подберем однокоренные слова к слову дар-и-ть, а затем назовем разные формы этого слова, т. е. проспрягаем.

3.5. Вывод. Какое лексическое значение имеют основа и корень?


4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.