РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Диктант. Подготовка к сочинению эпистолярного жанра.

Послать адресату, не забыть поздравить, присутствовать на встрече, рассказать приятелю, оказать помощь, поделиться впечатлениями, незабываемый вечер, увлеченный человек, профессиональный праздник, благородный поступок, несмышленый зверек, неповторимое чудо, компьютерный бум, необыкновенный концерт, непростое время.


2. Выбор адресата. Он может быть фактически существующим и воображаемым собеседником.

Разберем слово по составу: адрес-ат-[ ]. Объясним лексическое и грамматическое значение слова.


3. Определение темы. Общая тема — рассказ об одном из вечеров, дней жизни. Какое событие могло быть предметом повествования? Конкретизируем тему.

Экскурсия в художественный / краеведческий музей, планетарий; открытие какой-либо выставки; встречи с интересным человеком: победителем / участником какого-либо конкурса, мастером своего дела, представителем творческой профессии; чествование ветерана войны, героя труда, участника каких-либо событий; вечер-поздравление какого-либо человека с его юбилеем, с профессиональным праздником; проведение какого-либо трудового десанта; поездка куда-либо; подготовка к какому-либо празднику, торжеству, конференции, конкурсу; выпуск стенгазеты / рукописного журнала; репетиция..,; просмотр какого-либо спектакля, представления; игра во дворе; дрессировка домашних питомцев; открытие каких-то истин на основе прочтения книги, встречи с поэзией; творческая работа по созданию собственного художественного произведения: стихотворения, рассказа, музыкального этюда, сценария...; увлечение рисунком, составлением головоломок, кроссвордов, математических задач...; занятие в спортивной секции, в художественном кружке, в школе изучения иностранного языка, обучения компьютерным программам...; вечер одиночества, осознания вечных проблем, вечер тишины...


4. Определение основной мысли. 1) Выделите в описываемом дне, событии то особенное, незабываемое, неповторимое, что и позволило сохранить в памяти волнующие впечатления жизни. Определите штрихи, детали, которыми это мгновение отличалось от других. 2) Передайте в сочинении не просто информацию, но и свое отношение к рассказанному. Это то, о чем Вы не можете молчать. Что-то потрясло Ваше воображение силой характера, проявлением лучших человеческих качеств. Это открытие, понимание тех вещей в жизни, о которых Вы и не подозревали. Восхищение, возмущение чем-либо. Рассказ о Вашем или чьем-то благородном поступке, о достижении, которое далось нелегко, о воспитании собственного характера, о Вашем творчестве. О Вашем желании сделать жизнь добрее, справедливее, об осознании себя не ребенком, но человеком, ответственным за происходящее вокруг. Раскрыть себя как личность, суметь рассказать о своем миропонимании — вот самое трудное и для Вас, и для любого взрослого человека.


5. Композиция сочинения обязательно предполагает 3 части: зачин, главную часть, концовку.

Как начать письмо? С приветствия. А дальше? В зачине уместно сказать о мотивах Вашего желания написать. Можно использовать такие выражения: хочу рассказать (насмешить, удивить, поделиться...); не могу молчать... Возможен интригующий вопрос: Можешь ли ты представить (предполагать)..? Хотел ли бы ты узнать..?

О чем написать в концовке? Прощальные слова и пожелания. Но до прощания нужен конец сочинения. Здесь Вы подведете итог написанному, выскажете отношение к произошедшему, осознанному.


6. Работа начинается на черновике.