АНТОНИМЫ - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

АНТОНИМЫ - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Изучение новой темы.

1.1. Изучение теоретического материала. Рассматривание рисунков, составление предложений. «Приметы» антонимов: слова одной и той же части речи; слова с противоположным лексическим значением.

1.2. Выяснение происхождения термина. Антоним (анти + греч. опота).

1.3. Презентация словаря антонимов.

1.4. Распределительный диктант. Подбор антонимов по тематическому признаку.

1.5. Сравнение слов: громкий, оглушительный и бесшумный, тихий. Группы синонимов по лексическому значению противоположны друг другу, т. е. антонимичны. Противоположны они и по звуковому составу. Проведем фонетический разбор слов: громкий, бесшумный.


2. Антонимы как средство художественной выразительности.

2.1. Закончим пословицу.

Худой мир лучше доброй... (ссоры).

В шутку сказано, да всерьез... (задумано).

Быль что смола, а небыль что... (вода).

Добрая слава летит, а худая... (бежит).

Правой рукой строит, а левой... (разрушает).

Кто хочет много знать, тому надо мало... (спать).

Корень учения горек, да плод его... (сладок).

2.2. Определим роль антонимов в создании художественного образа.

У поэта два царства: одно из лучей

Ярко блещет, лазурное, ясное.

А другое безмесячной ночи темней,

Как глухая темница, ненастное.

В темном царстве влачится ряд пасмурных дней,

А в лазурном — мгновенье прекрасное.

К. М. Фофанов


3. Словарно-орфографическая работа. Подбор антонимов к словам, характеризующим уровень воспитанности человека: вежливый малыш, учтивый человек, любезный знакомый, деликатный мужчина.


4. Вывод. По каким признакам определяются антонимы?


5. Домашнее задание. Подготовить ответы на контрольные вопросы; найти примеры использования антонимов в художественной речи.