РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И. Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И. Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Беседа.

Ключевой вопрос. Удалось ли И.Э . Грабарю «хотя бы десятую долю этой красоты передать...»?

1.1. Справка о важных жизненных вехах художника, о его творчестве, особенностях творческой манеры была дана на уроке обучения сочинению — описанию натюрморта «Голубая скатерть». В дополнение к известному можно рассказать о любви пейзажиста к северной природе, познакомить с репродукциями картин: «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Грачиные гнезда», «Мартовский снег», «Иней», «Ясный осенний день», «Зимний пейзаж», «Березы летом». Какое состояние природы больше всего любил Грабарь?

1.2. Определение жанра картины.

1.3. С историей создания картины школьники знакомились при выполнении упражнений.

1.4. Выявление ассоциативных впечатлений. Могут быть прочитаны стихотворения В. Берестова «Памяти Пришвина. Весна света», Л. Дьяконова «Февральская сказка», В. Левина «Февральские прятки» и другие. Сильное эмоциональное воздействие окажет на школьников прослушивание музыкального фрагмента из прелестной сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».


2. Работа по вербализации впечатлений.

2.1. Повторение лексического значения слов. Лазоревый — голубой, лазурный. Жемчужный — чисто-белый с блеском, напоминающим жемчуг. Коралловый — светло-красный, цвета красного коралла. Сапфировый — синий, цвета сапфира (драгоценный камень синего или голубого цвета). Сиреневый — светло* лиловый, цвета сирени. Составление словосочетаний с этими словами.

2.2. Подбор средств связи предложений. И. Э. Грабарь — художник — автор — живописец — пейзажист.

2.3. Конструирование предложений (см. Толково-сочетаемостный словарь искусства).


Художник (пейзажист, живописец...)

воссоздает (какие-либо атмосферу, образ, состояние, настроение...)

... каким-либо колоритом.

насыщает (колорит...)

какими-либо цветами.

выбрал

самую низкую точку зрения.


Какой-либо колорит

создает

... какое-либо настроение.

пленяет

... какими-либо цветовыми тонами.

строится

... на каких-либо цветовых тонах.

подчинен

... созданию какого-либо эффекта.



Каким-либо цветом

выражено

какое-либо настроение.


2.4. Закончим предложения:

Я восхищен (потрясен, поражен) тем, что...

Глядя на эту репродукцию, я понял (почувствовал...), что...

2.5. Повторение композиции сочинения-описания (общее представление о предмете описания, описание его деталей, частей; оценка автором сочинения того, что он описывает).

2.6. Оценим планы сочинений-описаний картины.

1. Автор картины И. Э. Грабарь.

2. Время года, изображенное на картине.

3. Что является предметом изображения автора:

а) береза на переднем плане, ее строение, цвет ствола, ветвей;

б) деревья на заднем плане.

4. Как художник изображает небо, снег около деревьев.

5. Какое настроение вызывает картина?


1. Любовь художника к изображению радостного состояния природы.

2. Праздник света.

3. Восхищение русской красавицей.

4. Жемчужные переливы белого и желтого.

5. Кружевное переплетение ветвей.

6. Сапфировые тени на снегу.

7. Лазурное небо.

8. Предчувствие весны.


3. Творческое задание. Сочинение «Сиянье света в феврале». Работа начинается на черновике.