СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Запись темы.

1.1. Наблюдения над артикуляцией звонких и глухих согласных.

Вывод. Термин глухие согласные неточен: голос (глас) в образовании этих согласных не участвует.

1.2. Повторение парных звонких и глухих согласных, подбор примеров. (Эти пары легко запомнит тот, кто знает алфавит.)

Какие глухие согласные звуки не образуют пар? Какие согласные выделены в особую группу, группу сонорных, и почему?

1.3. Выявление смыслоразличительной роли согласных звуков.

1.4. Фонетический разбор согласных звуков.

1.5. Наблюдения над звукописью.

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны.

Серебристую пену волны.


И, шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка, и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.


И пела русалка: «На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада;

Там хрустальные есть города».

М. Ю. Лермонтов


Шумела листва под ногами,

Мы шли опушкою лесной.

Роса над спящими лугами

Ложилась белой пеленой.

А. Н. Плещеев


2. Позиционное чередование звонких и глухих согласных звуков. Обозначение звонких и глухих согласных звуков буквами.

2.1. Повторение правил о правописании гласных и согласных в слабой позиции.


Слабая позиция

Сильная позиция

Позиционные



чередования

покатилась

катит

[а’] / [а]

мастерская

мастер

[а’] / [а]

покорять

покорность

[о’] / [а]

облегчение

лёгок

[г] / [к]

уместно

место

[т] / ноль звука

подполз

подпись, подрубить,

[о’] / [а];


полз

[д] / [т]; [з] / [с]


2.2. Какими буквами обозначены звуки?


3. Вывод.

Попробуем объединить правила о правописании гласных и согласных в одно, включив в правило понятия: сильная или слабая позиция.

Звук речи в слабой позиции проверяй звуком в сильной позиции.


4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.


5. Тестирование.

Карточка 1. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.

1. Где пишем а?

а) др...жит от холода

б) т...лкнул дверцу

в) ок...зался актером

г) подск...зал направление

2. Где пишем о?

а) на п...люсах Земли

б) прип...сти продуктов

в) г...рдиться успехами

г) осм...треться вокруг

3. Где пишем е?

а) поч...сать кошечку

б) подж...дать друзей

в) ув...зти на лошадке

г) тп...лячьи губы

4. Где пишем я?

а) засп...шишь на поезд

б) не проб...гай мимо

г) выт...нутъ шею

д) недавно встр..чались

5. Где пишем з?

а) ни...кий результат

б) дер...кий поступок

г) вя...кая жидкость

д) поднять занаве...

6. Где пишем ф?

а) ло...ко придумал

б) выстирать ко...ту

в вырыть ро...

г) найти кро...

7. Где пишем б?

а) вскара..каться наверх

б) голу...ь мира

в) услышать хри...

г) раздавшийся зал...

8. Где пишем д ?

а) сер...цу не прикажешь

б) присутствовать на праз...нике

в) звез...ная ночь

г) поз...ний час


Карточка 2. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.

1. Где пишем а?

а) вешать СКВ..речник

б) подк...рмить животное

в) у зл..токудрого юноши

г) отк...тился в сторону

2. Где пишем о?

а) далекие ...гоньки

б) набр...сать этюд

в) уг...нять стадо

г) плыть на кор...бле

3. Где пишем е?

а) выр...зали ножницами

б) скл...вал зернышки

в) не д...ржался на ножках

г) не отвл...кался на мелочи

4. Где пишем и?

а) уд...вительный край

б) нав...щать больного

в) пос...щать курсы

г) уб...гать от меня

5. Где пишем в?

а) прыгал под ла...кой

б) поливать тра...ку

в) по..торить инструкцию

г) украсить ко...ту

6. Где пишем т?

а) найти объез...

б) обезвредить снаря...

в) посадить ре...ьку

г) стрелять ме...ко

7. Где пишем д?

а) кра...ко обобщить

б) ра... помочь

в) сесть в ло...ку

г) ре...кий случай

8. Где пишем т?

а) ужас...ный случай

б) искус...ный мастер

в) влас...ный голос

г) грус...ный результат


Карточка 3. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.

1. Где пишем а?

а) погр...ничный столб

б) ск...листый уступ

в) прих...дить вовремя

г) не ум...лкать ни на минуту

2. Где пишем о?

а) прин...ситъ удачу

б) зах...тел запомнить

в) зап..минающаяся картина

г) нах...дитъся на занятиях

3. Где пишем е?

а) выт...нуть билет

б) покл...лись не забывать

в) ун..сти в клюве

г) разв..зать узел

4. Где пишем и?

а) св...ркать на солнце

б) приб...жал ненадолго

в) прин..сти из сада

г) занимались з..мледелием

5. Где пишем в?

а) известный моти...

б) хороший резер...

в) задеть нер...

г) получить обно..ку

6. Где пишем с?

а) отремонтировать карни...

б) свя...ка ключей

в) бли...ко подойти

г) подхватить виру...

7. Где пишем г?

а) смя...чить отказ

б) вырастить лу...

в) раскалить утю...

г) зигза... удачи

8. Где пишем т?

а) неуместная шутка

б) чес...ной народ

в) влас...ная внешность

г) напрас...ные старания


Карточка 4. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.

1. Где пишем а?

а) соск..льзнуть вниз

б) сорв...лось сверху

в) выбр...сить из памяти

г) перен..чевать в лесу

2. Где пишем о?

а) душистая см...ла

б) ух...дящая осень

в) нак...сить сена

г) покрасневшая земляника

3. Где пишем е?

а) по...дать зернышки

б) м...ховые варежки

в разв...вать мысль

г) разв..вающаяся паутинка

4. Где пишем и?

а) л...сные богатства

б) св...репый рык

в) л...тящий самолет

г) т...желый взгляд

5. Где пишем с?

а) съесть деликрте...

б) художественный обра...

в) пережил конфу...

г) открыть шлю...

6. Где пишем ж?

а) уставшие но...ки

б) выглянуть в око...ко

в) положить в луко...ко

г) сделал немно...ко

7. Где пишем г?

а) ле...кий завтрак

б) сузившийся кру...

в) диало... друзей

г) открыть дровяни...

8. Где пишем т?

а) опас...ный преступник

б) повсемес..ное распространение

в) чес...ный ответ

г) прелес...ная шерстка


Карточка 5. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.

1. Где пишем а?

а) бл..гополучный исход

б) с...леная вода

в) в яблоневом с...ду

г) ум...лкать перед рассветом

2. Где пишем о?

а) величиной с кул...чок

б) щек...тливый вопрос

в) хв...статая сорока

г) г...ристая местность

3. Где пишем е?

а) расцв...татъ поутру

б) не усп...вать до звонка

в) прин...сли щеночка

г) напр..женная тренировка

4. Где пишем и?

а) изв...ватъся на солнышке

б) разв..ваться духовно

в) разгр...бать листья

г) посп...шил на помощь

5. Где пишем д?

а) прокатиться на лоша...ке

б) копаться на гря...ке

в) высказаться ме...ко

г) бывать ре...ко

6. Где пишем з?

а) гры...ть яблоко

б) туберкуле... легких

в) встретить лесово...

г) пойти на сеноко...

7. Где пишем с?

а) нарисовать эски...

б) сделать наче...

в) испытать ужа...

г) полить барбари...

8. Где пишем т?

а) неуместная фраза

б) блес...нула на солнце

в) взбираться по лес...нице

г) прелес...ная улыбка








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.