ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ. СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ. СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Проверка домашнего задания.

1.1. Устное и письменное объяснение постановки знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Учитель. Расскажите, какая мысль раскрывается в тексте.

1.2. Изучение темы «Гласные и согласные звуки».


2. Тема «Позиционное чередование согласных звуков при стечении трех согласных звуков».

2.1. Рассмотрим слабую позицию согласного звука, при которой согласный звук становится непроизносимым.


Слабая позиция

Сильная позиция

Чередуются

безызвестный (ноль звука)

вести

[т] / ноль звука

здравствуй (ноль звука)

здравие

[в] / ноль звука

проездной (ноль звука)

езда

[д] / ноль звука

захлестнуть (ноль звука)

хлестать

[т] / ноль звука

припоздниться (ноль звука)

опоздать

[д] / ноль звука

одноместный (ноль звука)

место

[т] / ноль звука

жизнерадостный (ноль звука)

радостен

[т] / ноль звука

доблестный (ноль звука)

доблестен

[т] / ноль звука

яростный (ноль звука)

яростен

[т] / ноль звука

бессовестный (ноль звука)

усовестить

[т] / ноль звука

чувствовать

нет слова со звуком

[в] в сильной позиции


Вывод. При стечении трех согласных звуков один из них, оказавшись в слабой позиции, становится непроизносимым. На письме позиционное чередование не отмечается. Как следует произносить слова с непроизносимыми согласными? Нулевой звук не произносится.

2.2. Не путать со словами, в которых все звуки произносятся.

Чудесный, отвесный, ужасный, опасный, блеснуть, плеснуть, гнусный, искусный...

2.3. Прочитайте стихотворение. Найдите гласные и согласные звуки в слабой позиции. Проверьте их сильной позицией.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, — и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

А. С. Пушкин


3. Изучение темы «Согласные твердые и мягкие».

3.1. Сопоставим, как произносятся звуки [н] и [н’], [р] и [р’]. При произнесении мягких согласных спинка языка приближается к передней части неба.

Произнесем попарно твердые и мягкие согласные. Произнесем всегда твердые согласные [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие согласные [ч'], [щ'], [j’].

3.2. Покажем смыслоразличительную роль твердых и мягких согласных. Продолжим ряд примеров, показывающих, как звук речи помогает различать слова.

Брат — брать, мел — мель, мол — моль, галка — галька, пыл — пыль, был — быль, мыло — мило, суда — сюда...

3.3. Анализ слов с мягкими согласными.


4. Вывод. 1) В слабой позиции при стечении трех согласных звуков один из них не произносится, например, окрестность, областной. 2) Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.