ЗВУКИ РЕЧИ. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ЗВУКИ РЕЧИ. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Открытие темы.

Учитель начинает урок с шутки: как обычно, приветствует, предлагает сесть, открыть тетради, но делает это беззвучно, только шевелит губами.


2. Объявление новой лингвистической темы.

Записывают: «Фонетика изучает звуки речи».

2.1. Работа над этимологией слова. Подбор однокоренных слов (по усмотрению учителя).

Фонетика [э] — от греч. phone — звук.

Фонема (phone) — наименьшая звуковая единица звукового строя языка.

Магнитофон (магнит + phone).

Телефон (tele — далеко + phone).

Фонограмма (phone + греч. gramma — запись).

Фонограф (phone + греч. graphs — пишу).

Фонометр (phone + греч. metreo — измеряю) — прибор для измерения силы звука.

Фоноскоп (phone + греч. skopeo — смотрю) — прибор для измерения фонетических особенностей речи.

Фонотека (phone + греч. theke — хранилище) — собрание фонограмм. Сравним: библиотека.

Симфония (греч. symphonia — созвучие) — крупное музыкальное произведение для оркестра.

Какофония (греч. kakophonia — дурное звучание) — хаотическое нагромождение звуков.

2.2. Беседа.

Учитель. Какие звуки мы встречаем в жизни? Прислушаемся, какие звуки доносятся сейчас из окна, из школьного коридора. Фонетика, как раздел языкознания, изучает не все звуки, а только звуки речи. Чем отличается звук речи от звука иного рода? Звуки сами по себе не имеют лексического значения, но, складываясь в слова, они приобретают смысл и служат нам для общения. Может ли один звук, например, [ы], быть словом и передать информацию?

Можно ли обойтись без звуков речи? Ведь вы так прекрасно меня поняли в начале урока. Прочитайте про себя текст на карточке.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.


С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!


Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;


Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей.


Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес...

А. Н. Майков

Попробуйте передать содержание с помощью мимики и жестов. Без звуков речи обойтись нельзя.

Учитель может рассказать о ручной азбуке, которую применяют вследствие недуга глухонемые. Эта азбука создана взамен звуков речи. Можно показать некоторые условные знаки. Сложность состоит в том, что эти знаки можно только видеть.

Справка. Дактилология (от греч. daktylos — палец + lodos — понятие, учение) — ручная азбука, система условных знаков, изображаемых пальцами рук.

2.3. Какие бывают звуки речи?

Какие новые понятия нам предстоит включить в круг знаний?


3. Гласные звуки речи.

3.1. Работа с рисунками.

Учитель. Что изображено на рисунках? Вслушаемся в гласные звуки в словах, называющих нарисованные предметы. Произнесем гласные звуки. Какого гласного звука нет?

3.2. Образование гласных звуков.

Как образуются гласные звуки? Прочитаем: мал, мол, мыл, мил, мел, мул. Пропоем эти звуки в позиции под ударением. Запись на доске: [а’], [о’], [ы’], [и’], [э’], [у’].

Вывод: 1) Гласные звуки не встречают препятствий, воздух проходит через рот свободно. Гласные звуки потому и назвали

гласными, что состоят только из голоса. 2) С помощью ударных гласных различаются слова.

Какой гласный звук самый громкий?

3.3. Гласные в безударной позиции.

Послушаем первое предложение (затем второе и так далее) из стихотворения А. Н. Майкова. Какие гласные звуки, [а] или [о], слышим мы в безударной позиции? Звук, похожий на [а] и [о].


Слабая позиция

[а’]

Сильная позиция

[о’]

Чредуются

[а] / [о’]

золотой

золото, позолота


топчу

топчет


ногой

ноги и так далее.



Вывод. Звуки в зависимости от позиции (места) в слове чередуются. Такие чередования на письме не отражаются. Слышим другой звук, а пишем ту же букву, что и в сильной позиции, т. е. под ударением.

3.4. Найдем примеры гласных звуков [о] в слабой позиции (Приложение «Пиши правильно»).


4. Какие гласные звуки в выделенных словах находятся в сильной позиции, какие — в слабой? Объясняя постановку знаков препинания, подчеркнем грамматическую основу, составим схемы предложений.


5. Вывод. Какие звуки изучает фонетика? Почему гласным звукам дан термин гласный? Докажите на примере, что ударные гласные звуки различают слова. Какая позиция гласного звука в слове называется сильной, какая — слабой?


6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.