СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографический диктант. Подготовка к контрольной работе.

Придумать словосочетания гл. + сущ. Разобрать одно из словосочетаний, провести морфологический разбор одного из существительных.

Удивляется, удивиться, появится, появляться, проводятся, проводиться.


2. Синтаксический разбор сложного предложения.

2.1. Рассмотрение теоретико-практического материала.

2.2. Разбор предложений.

2.3. Работа с текстом.

Учитель. Прочитаем стихотворение, насладимся музыкой стиха. Какие картины рисует поэт? Что видит, слышит, ощущает?

Встреча зимы

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал;

Над землею туман

Облаками вставал.


Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И Бог знает о чём

Плакал сумрачный лес.


В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.


Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка,

Воздух легок и чист,

И замерзла река.


На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.


На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.


Словно рад он чему,

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.


Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И. С. Никитин

Грамматическая задача.

Найдите в тексте стихотворения предложения, соответствующие схемам: 1) L; 2) L, L; 3) L, и L; 4) О и О.


3. Работа со схемами предложений.


4. Самостоятельная работа.


5. Вывод. Повторение.


6. Домашнее задание — письменный разбор одного из сложносочиненных предложений.