ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографический диктант.

Из-за отяжелевших туч, клич журавлей, от опадающих деревьев, не разглядишь вдалеке, в ненастный день, не играешь в футбол.


2. Проверка домашнего задания. Один ученик читает предложение, остальные составляют схему однородных членов предложения.


3. Изучение темы.

3.1. Расшифровка таблицы.

О, О пели, плясали

О, а О не пели, а собирали

О, но О пели, но помнили

О, О пели и плясали

Учитель произносит предложение, объясняет постановку запятой и т. д.

3.2. Анализ опознавательных признаков изучаемой пунктограммы. Полный синтаксический разбор одного из предложений.

3.3. Работа с текстом. Учитель. Перечислите слова-сказуемые, характеризующие действия пассажиров. Кто из них любовался свежестью, нежностью, чистотой первого снега? Только автор? Стихотворение построено на контрасте обыденности людских хлопот, стараний железного чудища и значимости вечно прекрасных перемен в жизни Природы? Скорее всего, нет. Поэтесса верит: так же, как она, хранит в себе воспоминание о подарке мироздания, не забудут дивной картины и люди. Значит, больше будет в мире добра.

И выпал первый снег,

Как чистая страница.

— Билетики у всех? —

Спросила проводница.

А за окном лежал

Нетронутый и чистый,

А поезд всё бежал

Со скрежетом и свистом.

В вагоне пили чай,

Скучали, веселились.

А после — невзначай

Секретами делились.

Галдели, словно днем.

И тихо засыпали...

Вы всё равно о нём

Забудете едва ли...

Е. С. Наумова

3.4. Самостоятельная работа. Из двух простых предложений составьте одно — с однородными членами.

3.5. Вывод. Назовите условия постановки запятой между однородными членами предложения.


4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.