РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАССКАЗА В.П. КАТАЕВА О СТАРОМ ПНЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАССКАЗА В.П. КАТАЕВА О СТАРОМ ПНЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Постановка целей задания — научиться сокращенно излагать прочитанный текст. Почему надо учиться сжатому изложению? В каких ситуациях требуется коротко передавать самое главное из прочитанного, услышанного? Как научиться рассказывать текст сжато, последовательно? В конце урока составим рекомендации, каким образом можно достичь краткости в речи.


2. Дополнительное задание.

2.1. Учитель. Выясним лексическое значение слов.

Высокомерие — презрительно-надменный человек, чрезмерно высоко думающий о себе.

Гордость. 1. Чувство собственного достоинства, самоуважение. 2. Чувство удовлетворения от чего-либо. 3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

Зазнайство — поведение человека, возгордившегося собой, высказывающего пренебрежение к другим.

2.2. Чтение рассказа В. П. Катаева.

2.3. Обсуждение содержания.

Учитель. Попробуйте сами поставить вопросы к прочитанному. Что произошло в лесу? Какие герои участвуют в событии? Чем занимались люди? Почему люди кланялись пню? Кланялись ли они пню? Почему пень решил, что ему кланяются? В каких словах проявляется зазнайство пня? Как деревья отнеслись к словам пня? Почему деревья не хотели разговаривать с пнем? Что сказала синичка? Почему она решила высказать свое отношение к высокомерному пню?

2.4. Составление плана.

1. Все кланяются пню.

2. Старый пень возгордился.

3. Деревья не хотят разговаривать с гордецом.

4. Синица открывает гордецу правду.

2.5. Обсуждение заголовков.

Как зазнался старый пень. Недалекий ум зазнайки. Зазнайство от недалекого ума. Лесная история с зазнайкой. Урок старому пню...


3. Сокращение текста.

3.1. Учитель. Определим главное содержание каждой части текста.

1-й абзац. В нем называется главный персонаж и начинается действие.

2-й абзац — одно предложение, которое обобщает то, о чем рассказано в 1-м абзаце.

3-й абзац. Названа причина самолюбования пня.

4-й абзац — одно предложение, рассказывающее о реакции деревьев на высказывание пня.

5-й абзац. Рассказывается, как повел себя старый пень: не просто обиделся, а возомнил себя властелином.

6-й абзац — мудрые слова правды.

3.2. Выявим, без чего можно обойтись в передаче содержания. В 1-м абзаце действия людей повторяются — следовательно, действия можно обобщить, что и сделано во втором абзаце. Какие слова в речи гордеца можно оставить? Какие подробности можно убрать из последнего абзаца? Сведения о том, как выглядит березка, как синичка услышала раскричавшегося пня. Для рассказа все эти подробности важны, потому что они создают художественный образ. Но наша цель — передать только основную мысль повествования.

3.3. Составим рекомендации по сжатию текста.

Прочитай.

Выяви основную мысль.

Раздели текст на части.

Озаглавь весь текст и его части.

Определи главную мысль в каждой части.

Выясни, что можно опустить.

Еще раз прочитай, чтобы, проверить правильность решения.


4. Повторное чтение текста.


5. Работа по совершенствованию правописных навыков.


6. Написание изложения.

Варианты использования текста: 1) работа по книге; 2) обращение к тексту в случае затруднения; 3) полностью самостоятельная работа.