ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографическая работа. Разбор словосочетаний.

1.1. Учитель. Прочитаем (проговаривая так, как пишем) наречия, данные для запоминания. Произносим сначала негромко, а затем шепотом, закрыв глаза и пытаясь представить облик слова; можно при этом поворачивать голову направо, налево, вверх, вниз.

1.2. Составим словосочетания, включив в них данные главные слова, а в качестве зависимого слова одно из наречий. Сделаем разбор словосочетаний.

Не повернуться, устремиться, устремляется, послышалось, подкрасться.


2. Запись темы урока.

2.1. Прочитаем текст. Найдем ответ на вопрос: Какую функцию выполняют предложения?

2.2. Творческая работа.

Каждый из нас по-своему видит мир, по-своему выражает мысль в предложении. Проведем опыт. Перед вами одна и та же картина «Береза под школьным окном» (или: «Астра — последний подарок лета»...). Опишите этот предмет. Расскажите, что вы чувствуете, что вспоминаете.

а) Эта березка — белоствольная красавица. Осенью листочки у нее стали золотыми. Когда подует ветер, они оторвутся и полетят. Я мечтаю, чтобы хотя бы один листочек прилетел ко мне на парту.

б) Березку за окном не всю видно. Я знаю, что она большая, стройная, белоствольная. Я смотрю на нее, когда мне не хочется сидеть на уроке.

в) Я сижу у самого окна. Мне видно самую вершину березки. Сегодня небо синее-синее. Очень красивы желтые листья на синем фоне.

2.3. Наблюдения над интонацией.

Прочитаем стихотворение.

Что тревожит поэтессу?

Как долго не приходит осень!

А лето — кончилось уже.

А вдруг она совсем не придет?

И снег выпадет на звонкие деревья

И заморозит живую зелень...

Е. С. Наумова

Какие знаки препинания завершают предложения? Опознавательный признак конца предложения — интонация понижения.

Справка. Глагол ткнуть и точка — исторически однокоренные слова. Здесь произошло чередование о/нуль звука и к/ч.

2.4. Работа с таблицей (Приложение 1).

Вывод. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, из одного сказуемого, из одного подлежащего.

2.5. Выявление грамматической основы предложений.

2.6. Установление границ предложений, завершающих знаков препинания.


3. Самостоятельная работа.


4. Вывод урока.


5. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение из учебника. Второй вариант — запишите какой-либо эпизод из Вашей жизни. Условие — употребить все завершающие знаки препинания. Пример.

Поливаю грядки. Что это? Вроде как консервная банка на меня идет? Точно: банка! Еж засунул голову в банку водички попить, а обратно выбраться иголки мешают. Вот и пришел к человеку за помощью.