ТАЛАНТЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ТАЛАНТЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Лексическое значение словосочетания.

1.1. Проблемный вопрос. Каково лексическое значение слова добрый? Добрый человек? А если этот предмет ранний, высокорослый, крупноплодный, урожайный? Это овощ, перец.

Вывод. По одному слову не всегда можно узнать, о каком слове идет речь. А в словосочетании лексическое значение слова становится ясным, потому что каждое из слов может находиться в словосочетании только со своим главным или зависимым словом. Запишем: «Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет».

1.2. Учитель. Продолжим предложение: Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет,... Что еще, кроме предметов, может более точно называть словосочетание?

Учитель показывает любой рисунок или фотографию, называет главное слово-глагол (например, собирают, рисуют, расписывает...). Ученики подбирают зависимые слова. Закончим предложение: Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, действие.


2. Строение словосочетания.

2.1. Запишем словосочетание: Расписывает шкатулку. Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. От главного слова к зависимому слову можно задать вопрос. Расписывает (что?) шкатулку. Так устанавливается смысловая связь между главным и зависимым словом.

2.2. Выявим смысловые связи словосочетаний.

Запишем вывод: Главное и зависимое слова связаны по смыслу.


3. Грамматическая связь слов в словосочетании.

Проблемный вопрос: Почему эти сочетания слов нельзя назвать словосочетанием: предоставлять для пассажирам, роскошное абажурах? — Нарушена грамматическая связь. Восстановим грамматическую связь. Запишем вывод. Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически. Грамматическая связь выражается с помощью окончания или окончания и предлога.


4. Составление словосочетаний.


5. Домашнее задание. Найти слова-названия сортов растений, совпадающие с названием какого-либо другого предмета.


6. Вывод урока.


7. Отгадывание загадок.

Многие загадки состоят из одних словосочетаний, по которым можно отгадать название предмета.

Без рук, без ног из земли пробиться смог. (Родничок.)

Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (Роса.)

На ручеек похожая ведет к реке прохожего. (Тропинка.)

Растет вниз головою не летом, а зимою. (Сосулька.)

В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.)

В белом сарафане стала на поляне. (Береза.)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

Всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (Дождь.)

Гуляю в поле, летаю на воле, вдоль села пролетаю, сугробы наметаю. (Метель.)








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.