СИНТАКСИС - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

СИНТАКСИС - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Орфографический диктант.

Диктант составляется с учетом допущенных ошибок в контрольной работе.


2. Введение в тему урока.

2.1. Запись темы урока.

Учитель. Запишем только начало предложения: Синтаксис — раздел науки о языке...

2.2. Объяснение грамматического термина.

Синтаксис (из др.-греч. sintaxis) — составление, построение, порядок.

2.3. Вот и займемся сейчас упорядочением данных слов, составлением из данных слов предложений. На доске представлены в разбивку слова: Ли, иль, зной, сады, они, друг, с, враждуют, измучает, страшные, из-за, земли, подуют, другом, из-за, ветра, не, воды. Составьте предложение, используя все слова. Не очень-то получается? А вот как использовала эти слова для выражения своих мыслей известная поэтесса из Кирова, наша современница Елена Станиславовна Наумова. Послушайте стихотворение «Деревья».

Ветра ли страшные подуют,

Иль зной измучает сады,

Они друг с другом не враждуют

Из-за земли, из-за воды.


Всех нас, заботой окружая,

Несут тепло за веком век.

За что их только обижает

Большой и сильный человек?!

Е. С. Наумова

Почему же у поэта получилось, а у нас нет? Писал истинный поэт, прекрасно владеющий словом и правилами их соединения. Вам загадали трудную загадку: надо было угадать мысли человека, выраженные только одним средством — набором слов, а как слова сложились в словосочетания, предложения, не было дано. Суммой слов мысль точно не выразить, а слушающему ее правильно не понять. Надо знать, как грамматически верно связывать слова в словосочетания и предложения. Синтаксис изучает связи слов внутри предложения. Сделаем вывод, что является предметом изучения синтаксиса. Закончим предложение в заголовке: «Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения».

2.4. Обращаем внимание на модель предложения, в котором дается определение термина «синтаксис»: «Что — это что?» Повторим определение, построив другие синтаксические конструкции: «Что есть что?», «Что называется чем?»


3. Наблюдения над художественным текстом.

Одну и ту же ситуацию каждый из нас воспринимает по-своему, поэтому каждый для выражения мыслей и чувств и выбирает из кладовой своей памяти известные ему слова, затем строит из них словосочетания, предложения, текст, причем строит согласно законам языка, на котором мыслит.

Работа с карточками. Сравним, как об одном и том же явлении природы рассказывают два земляка, два писателя вятской земли: П. П. Маракулин и Е. С. Наумова. Видят они одни и те же предметы (деревья, небо), а чувства переживают разные, поэтому и слова для выражения своих чувств найдены разные. А вот законы построения предложения одинаковы и обязательны для всех говорящих на русском языке. Пользоваться языком можно только в соответствии с его законами, всякое нарушение устройства языка (правил соединения языковых единиц, порядка в языковой системе) считается недопустимым, можно сказать, неприличным. Давайте же насладимся чтением текстов, составленных истинными мастерами слова!

Какая печальная осень!

В листве утопает нога.

Деревья, как старые лоси,

Закинули в небо рога.


Проткнули тяжелую тучу,

И город до нитки промок.

И ветер, как пес невезучий,

Сжимается в темный комок.


Мелькают промокшие спины,

Пора посидеть у огня.

Но грустная эта картина

Никак не отпустит меня.

Е. С. Наумова


Двойной свет

Холод, грязь, тучи, дождь. Ночи будто вымазаны сажей, настолько черны. Но умная природа и это учла: она дала осенним рощам дополнительный свет в виде ярчайшей листвы. Вот и стоят осиновые, березовые, дубовые, липовые и ольховые леса, залитые электрическим светом пламенеющих листопадов, где каждый листик горит, как лампочка.

П. Л. Маракулин


4. Повторение пунктуации.

4.1. Найдите в учебнике сведения о происхождении слова пунктуация.

4.2. Прочитаем текст (с нарушенной пунктуацией, подготовленный учителем). Каким образом вы сумели устранить несуразности, восстановить смысл написанного? Какие знаки препинания восстановлены в тексте? Перечислите знаки препинания. Зачем нужны знаки препинания?

4.3. Сжатое изложение.


5. Выводы урока. Что изучают синтаксис и пунктуация?


6. Домашнее задание — упражнение из учебника.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.