КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ - ГЛАГОЛ

Група в ViberГрупа в Facebook

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ - ГЛАГОЛ

1. Словарный диктант.

Учитель. К данным глаголам несовершенного вида подберем глаголы совершенного вида. Укажите, с помощью каких морфем образован глагол другого вида. Какое фонетическое явление происходит в корне слов?

нес. в. сов. в.

трепетать затрепетать

таять ...

трясти ...

указывать ...

трогать ...

расстилать ...

уважать ...

удовлетворять ...

ударять ...

упразднять ...


2. Изучение темы.

2.1. Изучение правила.

Проблемный вопрос. Удовлетворяешь, трогаешь, возносится, обращаются. Выделим окончания. Гласные в окончаниях находятся в слабой позиции. Находим глаголы с гласными сильной позиции в окончаниях: поешь, поется...; говоришь, говорится... И какое же из слов использовать в качестве проверочного? Глаголы 1 спряжения проверяем глаголами 1 спряжения поешь, поется. Глаголы 2 спряжения — глаголами 2 спряжения говоришь, говорится. Алгоритм действий такой: сначала определяем спряжение глагола, потом выбираем проверочное слово — глагол такого же спряжения. У глаголов каждого спряжения — свой набор окончаний.

Вопрос: Как определить спряжение глагола с гласным звуком в слабой позиции в окончании?

2.2. Обучение рассуждению на основе алгоритма.

2.3. Работа с текстом.

Прочитаем, спишем текст, поставив глаголы в форме 3 л., ед. ч., наст. вр.

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце... (блистать),

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, ... (трепетать).

А уж от неба до земли,

Качаясь, ...(двигаться) завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом ... (тянуть),

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям ... (барабанить).

А. А. Фет

Синтаксический разбор последнего предложения. Сколько картин рисует автор в этом предложении? Какие картины возникли в вашем воображении? Составим схему предложения.

Проведем морфемный и словообразовательный разбор слова барабанит. От какого слова с помощью какой морфемы образован глагол? Подберем однокоренные слова, определим, какое дополнительное лексическое значение привносят морфемы. Суффикс -чик- указывает на маленькую величину предмета; -щик- — на профессию; -н-ый — на признак предмета; -и-ть — на действие.


3. Вывод урока. Как определить тип спряжения?


4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.