ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ. ТЕМА ТЕКСТА - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ. ТЕМА ТЕКСТА - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Повторение орфограммы «Не с глаголами» (Приложение 1).

1.1. Учитель показывает наглядное пособие. Какое правило иллюстрирует рисунок?

1.2. Учитель. Придумаем свой вариант наглядного пособия на орфограмму.

Придумали, а) На самолете в небе написано: летит. А на взлетной полосе написано: НЕ. б) На озере купаются глаголы (любые подпишем), на берегу сидят, обнявшись, не-не-не... в) Медвежонок читает книгу, а частица не оставлена за дверью. г) Снежинки падают, а звездочки не падают: их держат за веревочки частицы не. д) Глаголы плывут на пароходе, а частицы их догоняют, в воде барахтаются...

1.3. Закрепление изученного.


2. Повторение орфограммы -тся, -ться в глаголах.

Учитель, Расскажем о сюжете картины В.М. Васнецова

«Иван-царевич на Сером волке», используя данные речевые обороты. Запишем, обозначим орфограмму.

Волк несется, прислушивается... (к лесным звукам...). Деревья расступаются... Иван-царевич и Елена Прекрасная пробираются... (через лесные заросли...), опасаются... (погони...), надеются... (на счастливое возвращение...)... Елена Прекрасная (доверчиво...) прижимается (к суженому...). Косы развеваются... Напряжение чувствуется... Удастся добраться...


3. Повторение признаков текста. Тема текста.

3.1. Мы записали сюжет картины В. М. Васнецова. Можно ли эти материалы назвать текстом? Вспомним признаки текста.

3.2. Тема (то, о чем говорится в тексте) — признак текста. Назовем тему записанного текста.

3.3. Определим широкие, узкие темы.

Иван-царевич — любимый герой русских народных сказок.

Девичий образ в творчестве В. М. Васнецова.

Чем мне нравится Елена Прекрасная на картине В. М. Васнецова?

Образы животных, верных помощников добрых молодцев, в устном народном творчестве.


4. Домашнее задание. Принять участие в конкурсе на лучший рисунок орфограммы «Не с глаголами».