БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

1. Распределительный словарный диктант.

Остерегаться — остеречься, формулировать — сформулировать, хлопотать — выхлопотать, устранять — устранить, прилагать — приложить, выращивать — вырастить, разжигать — разжечь, растирать — растереть.


2. Устный ответ о правописании букв е — ив корнях с чередованием. Показ изготовленного наглядного пособия.


3. Работа с текстом.


4. Творческая работа.

Учитель. Прочитаем лирическую миниатюру П. П. Маракулина «Воля к жизни». Представим сложный путь, который проделало растение, борющееся за жизнь.


Воля к жизни

Мы выкосили траву вокруг бабушкиного дома, чтобы об нее не обожглись дети. Но крапива в своей жажде жить пошла на хитрость: она перебросила под землей корни и проросла возле самой стены в подполье.

Там же, в темнице, она проползла между досок настила, нырнула в моховой паз, по этому пазу добралась до подпольного окна, вытянулась по окну, нашла, нащупала трещину в стекле окна — и через эту трещину в стекле вырвалась наконец к свету.


Напишем о впечатлении от прочитанного. Можно использовать речевые обороты.

Крапива / растение

выбирает (дорогу к свету...);

пробирается (через трещину...);

(свои побеги...) расстилает (по земле...);

стремится выжить;

чувствует, где... (можно найти спасение...);

чувствует, куда... (лучше ползти...);

чувствует, откуда... (льется свет...);

служит примером (силы духа, воли к жизни...)...;

героиня (из царства растений...);

пример (стойкости...);

(живое...) существо...


П. П. Маракулин / автор / писатель /

восхищается (волей к жизни...);

(подробно...) живописует (действия крапивы...);

открывает (тайны жизни...);

понимает (тайны природы...);

поэтизирует (растение...);

примечает (неприметное...);

создал (прелестное описание «поступка героини»...)...;

исследователь;

лирик;

(талантливый...) наблюдатель;

поэт;

наблюдательный человек...


5. Подведение итогов урока.


6. Домашнее задание — сочинить лингвистическую сказку о буквах е — и в корнях с чередованием.