ОРФОГРАММА «БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ» - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ОРФОГРАММА «БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ» - ГЛАГОЛ

1. Повторение темы «Виды глаголов».

1.1. Словарный диктант с элементами словообразования.

Учитель. Подберите к данным глаголам однокоренные глаголы другого вида. Укажите суффиксы. Обозначьте сильную // слабую позиции согласных в корнях слов.

нес. в. сов. в.

свис-а-ть свис-ну-ть

свист-е-ть ...

навис-а-ть ...

отвис-а-ть ...

хлест-а-ть ...

хруст-е-ть ...

блест-е-ть но: блес-ну-ть

1.2. Повторение теоретических сведений о категории вида глагола.

1.3. Работа по культуре речи.

Составим предложения с глаголами: класть, положить. Определим вид глаголов. В одно из предложений введем обобщающее слово книги при однородных членах предложения: учебника, словари, художественная литература.


2. Изучение новой орфограммы.

2.1. Запись темы в тетрадь. Работа с дидактическим материалом.

2.2. Опрос правила методом геометрической прогрессии. Каждый ученик, ответивший правило, получает право проверять знания у другого ученика. Таким образом, одновременно отвечает все большее и большее число школьников, а через 5—8 минут все могут рапортовать о своем успехе.

2.3. Подбор однокоренных слов.

2.4. Проблемная задача: Какова связь между написанием и видом глагола?

2.5. Выборочный диктант.


3. Вывод. Перечислим опознавательные признаки орфограммы «Буквы е — и в корнях с чередованием».


4. Домашнее задание — изготовить наглядное пособие по теме, размер пособия — альбомный лист, упражнение по учебнику.