НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ

1. Словарная работа.


2. Работа по формообразованию глаголов.

2.1. Распределим глаголы движения в порядке постепенного усиления действия.

2.2. Поставим глаголы настоящего времени в неопределенной форме.


3. Работа с текстом.

Учитель. Прочитаем текст. Почему Л. H. Толстой решил написать о черемухе? Что хотел сказать нам? Красоту берегут, а не секут. Потому-то и увековечил писатель цветущую красавицу в своем рассказе, чтобы уберечь читателей от жестокого шага. К какому стилю речи относится текст? Составим план.

Выпишем глаголы неопределенной формы.

Спишем предложения, повествующие о страдании, гибели дерева. Графически обозначим постановку знаков препинания при однородных членах, в сложных предложениях.

Одна черемуха выросла на дорожке из орешника и заглушала лещиновые кусты. Долго думал я, рубить или не рубить ее: мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вся кудрявая и обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Из далека слышен был ее запах. Я бы и не срубил ее, да один из работников без меня начал рубить ее. Когда я пришел, сок у нее так и хлюпал под топором. «Нечего делать», — подумал я и начал рубить вместе с мужиком.

Всякую работу весело работать; весело и рубить, весело подсечь подкошенное.

Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы скорее свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и пытался свалить его. Мы качнули. Дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые душистые лепестки цветов.

В то же время точно вскрикнуло что-то, хрустнуло в середине дерева. Мы налегли, и как будто заплакало, затрещало в середине, и дерево свалилось.

Подрожали ветки и цветы после падения и остановились.

«Живо жалко», — сказал мужик.

А мне так было жалко, что я поскорее отошел к другим рабочим.


4. Подведение итогов урока.


5. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение по учебнику. Второй вариант — сочинение о том, как Вы заботитесь о любимом растении: дереве, кусте сирени, розы, жасмина..., как бережете от заморозков, спасаете от засухи...