РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА («ХИТРЫЙ ЗАЯЦ» Г. А. СКРЕБИЦКОГО) - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА («ХИТРЫЙ ЗАЯЦ» Г. А. СКРЕБИЦКОГО) - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Сопоставление двух записей: не связанных по смыслу предложений и текста.

Вывод. Что такое текст?


2. Актуализация знаний.

2.1. Создание текстов из набора слов.

Учитель. Прочитаем, попробуем составить текст, используя данные слова. Докажем, что получился текст.

Вывод: 1) предложения в тексте связаны по смыслу; 2) мысль последовательно развивается от одного предложения к другому; 3) текст может иметь заголовок.

2.2. Расстановка разрозненных предложений в определенной последовательности.

Какому условию не отвечает запись, чтобы можно было назвать ее текстом?


3. Расширение знаний о тексте.

Каким образом могут быть связаны предложения в тексте? — анализ текста.

Вывод. В тексте предложения могут быть связаны словами, близкими по значению, например; русак — на зайца — косой; ястреб — хищник; поединком — при нападении; до опушки — до леса. С другими способами связи предложений в тексте познакомимся позднее.


4. Подготовка к изложению.

4.1. Чтение текста.

4.2. Беседа.

Учитель. Можно ли по данному тексту определить, хороший ли человек его автор? Каким представляется вам автор? Зачем автор написал этот рассказ? В чем хочет убедить нас писатель? Чему хочет научить?

4.3. Работа над композицией рассказа.

Из скольких частей состоит текст? Из трех частей — начало (зачин), основная часть, заключение (концовка).

Анализ плана рассказа. Чтение частей текста, соответствующих пунктам плана.

4.4. Работа с орфограммами. Объяснение постановки знаков препинания.

4.5. Выполнение задания: написать текст от 3-го лица (или устно). Чтение по абзацам.

4.6. Чтение про себя.

4.7. Написание изложения.


5. Домашнее задание — упражнение из учебника.