РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

В. М. Васнецов «Витязь на распутье». 1882 г. Холст, масло. 167x299 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

1. Вопросы, связанные с первичным восприятием картины.

Каков сюжет картины? Воин в доспехах на рослом белом коне остановился перед изъеденным временем камнем. Тяжело задумался он, прочитав: «Как прямо ехати, живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».

Какое произведение народного эпоса вдохновило В. М. Васнецова на создание этого полотна? Тема картины взята из былины «Илья Муромец и разбойники».

Да наехал он во чистом поле три дороженьки,

Три дороженьки, три ростании.

На тех ростанях лежит там бел горюч камень.

А на камени том подпись подписана:

«Налеву ехати — богату быть,

Направу ехати — женату быть,

Как пряму ехати — живу не бывати, —

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!»

В картине художник впервые приблизился к подлинному воплощению в живописном образе эпических сюжетов былин. Влечение художника к народному эпосу осталось неизменным. Здесь черпал он материал для создания своих многих картин: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Гусляры», «Баян», «Бой скифов со славянами».

Сопоставим изобразительные ряды, создающие картину поля после битвы, в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и на картине В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сделаем вывод.

Пред ним открылся дол широкий

При блеске утренних небес.

Трепещет витязь поневоле:

Он видит старой битвы поле.

Вдали все пусто; здесь и там

Желтеют кости; по холмам Р

азбросаны колчаны, латы;

Где сбруя, где заржавый щит;

В костях руки здесь меч лежит;

Травой оброс там шлем косматый,

И старый череп тлеет в нем;

Богатыря там остов целый

С его поверженным конем

Лежит недвижный; копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает...

Ничто безмолвной тишины

Пустыни сей не возмущает...

Художник не загромождает полотно многочисленными деталями, но, используя изобразительно-выразительные средства живописи, убедительно воссоздает дух мертвого поля.


2. Вопросы, связанные с определением основной мысли живописного произведения.

Как можно определить, что перед нами подлинно русская национальная картина, в которой выражена народная мудрость, мощь, красота?

По каким приметам можно понять, что могучий богатырь земли русской собрался в неблизкий и трудный путь? Далеко, видно, собрался богатырь, коли надел доспехи бранные. Под богатырем седельце черкесское, щит узорчатый, колчан с калеными стрелами. Ярко сверкает его шлем, грудь защищена кольчугой. Рука в железной рукавице крепко держит копье. На поясе у него меч богатырский, а к седлу подвешена полуторапудовая палица. Всегда готов богатырь к жестокой схватке с врагом.

Образ витязя мы воспринимаем в единстве с образом коня. Опишем верного боевого товарища ратника. Под стать богатырю и рослый белый конь. Он великолепен, красив и, как всадник, силен и упорен. Достойно несет он могучего седока.

Какой художественный образ воплощает тему предупреждения об опасности? Это мрачный седой камень. Почернел. Порос мхом некогда белый валун. Зловеща надпись на нем. Некоторые буквы стерлись. Ушла в землю часть надписи о другом пути, где ждут витязя роскошь и почести.

Какова роль пейзажа в создании настроения картины? Страшно, зловеще вокруг.

Какие цвета использует художник для создания атмосферы сумеречности и напряженного ожидания? Выберем из данных определений-прилагательных к слову цвет в Толково- сочетаемостном словаре подходящие для характеристики цветового тона зари? Какие цвета по насыщенности и свету выбраны для характеристики пейзажа в целом?

Изображение каких предметов усиливает напряженность? Пустыми глазницами смотрят на храброго витязя черепа, белеют в траве иссушенные дождем и снегами, ветрами и палящим солнцем человеческие и конские кости. Не мало полегло здесь бесстрашных воинов, сложивших голову на поле брани. Безраздельно властвует теперь над мертвым полем черное воронье. Скрипучим карканьем нарушается могильная тишина.

О чем думает витязь? Какое примет решение? Витязь, конечно, поедет прямой дорогой. Иначе не стоял бы он в тяжелом раздумье. «Выбирать крест вместо золота трудно». Поэтому собирается витязь с духом, чтобы противостоять страшной неведомой силе. Русские богатыри всегда избирали путь самопожертвования. И гибли на поле битвы. И побеждали: ведь живы мы, жива наша земля.

А помнят ли потомки о своих защитниках? Да. Образ славного богатыря, встретившего на своем пути вещий камень, увековечен в народной поэзии, восславлен в русском изобразительном искусстве. Нет. Неубранны, несхороненны, валяются по земле кости и черепа; поросли они «травой забвения». Упрек? Возможно. Всегда ли и мы благодарно вспоминаем ушедших? Наверное, и об этом полотно В. М. Васнецова — о памяти, о долге живых перед мертвыми.

Согласны ли вы с утверждением, что в образе витязя В. М. Васнецов изобразил себя, свое состояние? Автор всегда выражает себя в своем творении. К тому же жизненная ситуация от любого требует поиска правильного решения. Русская интеллигенция искала в ту пору ответ на вопрос «что делать?». Виктор Михайлович обратился за ответом к русской истории, к образам мужественных героев, освященным временем и русским народным эпосом. В «Витязе на распутье» угадываются и раздумья художника о выборе новых дорог в искусстве.

Какое, на ваш взгляд, самое важное слово говорит живописец современникам? Всегда перед каждым из нас, перед всем человечеством будет стоять вопрос о выборе, о самоопределении. Как жить, по выгоде и корыстно или по справедливости и правде? Где находится грань между честью и подлостью?


3. Работа по вербализации впечатлений.

3.1. Толкование лексического значения слов и словарный диктант по теме «Боевые доспехи славянского воина».

Доспехи бранные, седельце черкесское, щит узорчатый, колчан с калеными стрелами, стальные рукавицы, полуторапудовая палица, меч богатырский, кольчуга.

3.2. Составление рабочих материалов.

Богатырь, витязь, храбрец, воин, защитник земли русской. Дума, раздумье, размышление, сомнение. Конь (верный друг, боевой товарищ) великолепный, красивый, большой, сильный, спокойный. Камень (валун, живой вещун) придорожный, бел горюч, седой, мрачный, вещий, древний, изъеденный временем, выбеленный дождями и ветрами. Надпись зловещая, ужасная. Поле (степь) пустынное, безлюдное, печальное, унылое, усеянное костями. Воронье, зловещие птицы, провозвестники беды. Карканье скрипучее, тяжелое.

3.3. Работа с Толково-сочетаемостным словарем.

Используя статью тон цветовой, сконструируйте предложения.

3.4. Работа с текстом.

— Составьте план описания картины, выбрав из предложенных заголовков те, что наиболее полно выражают основную мысль вашего текста:

Народный эпос. Обращение В. М. Васнецова к устному народному творчеству.

Витязь и его боевое снаряжение. Былинный образ богатыря в картине «Витязь на распутье».

Надпись на валуне. Вещий камень. Картина могильной степи. Могильная тишь.

Думы богатыря. Нелегкое раздумье о будущем.

— Определение концептуального предложения, составления текста.

Представьте предложения в порядке развития мысли. Начните с предложений, выражающих идею текста.

1. Увлечение Васнецова народным эпосом проявилось в произведении «Витязь на распутье». 2. Тема возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». 3. Он остановился перед древним, изъеденным временем камнем. 4. Поза витязя выражает сосредоточенное размышление. 5. Главное место на картине занимает образ витязя на великолепном белом коне. 6. Мы уверены, что он выбрал трудный путь.


4. Творческая работа.

Устное описание картины. Письменный ответ на один из пунктов плана.

Вариативное задание повышенной трудности. К сюжету о древнем витязе, стоящем на перепутье, также обратился художник И. Я. Билибин (иллюстрация к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке.» 1899 г.). А если бы художником был ты, то какой сюжет своей картины избрал бы для выражения темы нравственного выбора?








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.