МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Работа над ошибками контрольных заданий.


2. Изучение темы.

2.1. Выборочный диктант.

Выпишем существительные множественного числа, определим падеж. Какие окончания имеют существительные именительного падежа множественного числа?

2.2. Творческий диктант.

Закончим предложение в соответствии с заданной схемой. Определим грамматические признаки существительных множественного числа.

Богат и красив северный край России. Наши просторы украшают реки... (О, О). Повсюду леса. Легкими планеты считаются хвойные деревья: ели... (☼: О, О, О). В лесах водятся... (☼: О, О, О).

Когда-то все это богатство было нескончаемо. Неужели то, что еще существует, живет и растет, человек не сохранит для будущего?

2.3. Чтение материала для наблюдения.

2.4. Хоровое чтение существительных множественного числа именительного падежа.

2.5. Синтаксический и морфологический разбор.

2.6. Работа с рисунками. Составление словосочетаний для выявления лексического значения слов.


3. Вывод. Формы некоторых существительных единственного числа с разным лексическим значением совпадают: лист дерева — лист в тетради; зуб во рту — зуб пилы; корень дерева — корень овоща, муж государственный — муж любимый; орден как наградной знак — рыцарский орден; колено как часть ноги — колено как фигура танца, пения — колено трубы... Во множественном числе эти существительные, слова с разным лексическим значением, имеют разные грамматические формы: листья — листы; зубы — зубья; корни — коренья; мужи — мужья; ордена — ордены; колени — колена — коленья.


4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.