ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Повторение изученного.

1.1. Проверка домашнего задания — решение лингвистических задач «Четвертый лишний».

Чудовище, посмешище, побоище, скукотища.

Бегунья, Германия, колдунья, старания.

Баталия, колония, восстания, Испания.

1.2. Учитель. Подберем синонимы к данным словам, соблюдая условие — существительные должны быть одного и того же склонения. Повторим правило о правописании гласных слабой позиции.

I скл. авария — ... (катастрофа)

клятва — ... (присяга)

держава — ... (страна)

забастовка — ... (стачка)

II скл. закабаление — ... (порабощение)

наставление — ... (поучение, нравоучение, мораль, назидание)

объединение — ... (содружество)

пребывание — ...(нахождение)

III скл. независимость — ...(самостоятельность)

осмотрительность —... (осторожность)

рассеянность — ... (невнимательность)

самоотверженность — ... (беззаветность)


2. Изучение темы.

2.1. Анализ дидактического материала.

2.2. Дополнительные теоретические сведения.

Падеж — обязательный грамматический признак имени существительного. Существительные не могут выступать без падежа. Количество падежей в разных языках неодинаково: в русском языке — 6 падежей, в английском — 2, в арабском — 3, в немецком — 4, в эстонском — 15, а рекордное число падежей (до 44) насчитывается в языках народов Кавказа.

В древнерусском языке были еще другие падежи, например, звательный. Этот термин «говорящий». Объясним его смысловое значение. Он использовался для обозначения лица, к которому обращаются с речью. В современном русском языке обращение стоит в форме именительного падежа. Некоторые формы существительных в звательном падеже сохранились: О боже! Господи! Назовите существительные в звательном падеже: а) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»; б) Ты, отче патриарх, вы все бояре, обнажена душа моя перед вами; в) Царю небес, везде и присно сущий, своих рабов молению внемли.

2.3. Составление алгоритма определения падежа существительного.

2.4. Определение падежей.

2.5. Почему ошибся ученик? Выступите в роли консультанта, объясните, как надо определять падеж.

2.6. Повторение правописания букв е — и в родительном, дательном, предложном падежах имен существительных.

Правило. Гласные слабой позиции в окончаниях существительных проверяем звуками сильной позиции.


I скл.,

кроме сущ. на -ил

II скл.,

кроме сущ. на -ие, -ий

III скл.

Р. (от) рек-и — яблон-и

Д. (к) рек-е — яблон-е

П. (на) рек-е — яблон-е



(на) окн-ё — во-кзал-е

(из)

(для) глуш-и — сирен-и

(в)


2.7. Повторение алгоритма применения правила.


3. Актуализация знаний.

3.1. Диктант.

Встретиться на вокзале, побывать в Сибири, озябнуть на морозе, отдохнуть на привале, разлечься на травушке-муравушке, тренироваться на площадке, подойти к площади, проскакать на лошади, кататься на лошадке, расположиться на ветви, чирикает на веточке, запах сирени, расцвели на сирени, мечтать о счастье, пребывать в безделье.

3.2. Работа с текстом.


4. Вывод. Каждое существительное выступает в том или ином падеже. Гласные слабой позиции в окончаниях существительных проверяем сильной позицией.


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.