МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Словарная работа. Сведения по словопроизводству даются пропедевтически. Понятие нулевой суффикс не вводится.

Учитель. От данных глаголов образуйте однокоренные существительные — названия действия. Предсказать, обсуждать, соединить, собирать, согнуть, соскочить, пересказать, сдать, сжимать, назвать, призывать.


2. Изучение темы.

2.1. Работа с текстом.

Найдем предложения с однородными членами предложения, проведем синтаксический разбор одного из них. Назовем имена существительные. По каким лексическим и грамматическим признакам эти слова относятся к именам существительным? Проверим полноту ответа.

Кто-кто под снежочком живет?

В зимнюю стужу все живые существа хотят укрыться от холода. Мыши, полевки, землеройки устраивают свои теремки под снегом. Под его толщей грызуны даже потомство в гнездах выводят. Из-под снежного одеяла зверьки предпочитают не выбираться, потому что наверху подстерегают подснежных жителей враги: вороны, сороки, хорьки, ласки. Самый же страшный хищник для зверьков — мороз.

Под снежным покрывалом в лесной подстилке неустанно ищет суетливый народ остатки зеленой травы, древесные семена, скорлупки желудей. Иногда удается поживиться насекомыми, червями.

Ознакомимся с планом морфологического разбора имени существительного. Выделим три позиции для отнесения слова к той или иной части речи: общее лексическое значение, грамматическое значение (морфологические признаки), синтаксическая роль.

2.3. Морфологический разбор существительных (по выбору учителя).


3. Выявление способности существительных быть средством связи предложений в тексте.

Мыши, полевки, землеройки — грызуны — зверьки — подснежные жители — суетливый народ. Теремки — в гнездах. Под снегом — под его толщей — из-под снежного одеяла — под снежным покрывалом.


4. Сочинение концовки текста.


5. Домашнее задание. Первый вариант — сочинение о трудолюбии имен существительных, все вокруг называющих. Второй вариант — сочинение на лингвистическую тему о грамматических признаках имен существительных.