ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Изучение темы.

1.1. Первый вариант: Рассматривание рисунка, картины.

Назовите изображенные предметы: сначала живые, т. е. одушевленные, предметы, затем — неживые, т. е. неодушевленные.

Существительные, называющие эти предметы окружающего мира, тоже бывают одушевленные и неодушевленные. Это один из важных, постоянных признаков существительного. Как узнать, одушевленное существительное или неодушевленное? Надо задать вопрос кто? или что?

Второй вариант: Проблемный вопрос. Среди грамматических признаков имени существительного есть признак одушевленности/неодушевленности. Как понимаете значение этих терминов?

1.2. Проблемный вопрос. Истребитель. Это одушевленное или неодушевленное существительное? Если речь идет о самолете, то — неодушевленное. Если — о летчике, одушевленное. Лексическое значение слова помогает определить, одушевленное существительное или неодушевленное.

Грамматическое значение одушевленности тесно связано с различием живого и неживого вокруг нас.

1.3. Проблемный вопрос. Курица. Это одушевленное или неодушевленное существительное? Одушевленное. А если ее зажарили? Курица перестала быть одушевленной, но слово, ее называвшее, осталось одушевленным существительным. Грамматический признак слова не изменился.

Вывод. Грамматический признак одушевленности чаще всего совпадает со свойствами предмета, названного именем существительным.

1.4. А бывает, и так. Одушевленное существительное обозначает неживой предмет: мертвец, кукла. Проблемный вопрос. Кукла, матрешка — неживые предметы, а существительные, обозначающие эти предметы, одушевленные. Почему так происходит? Человек в своем воображении наделил эти подобия живых существ чертами, свойственными людям.

1.5. Проблемный вопрос. Русалка, домовой, кикимора, гном... Этих предметов в жизни не существует. Почему названия мифических существ входят в группу одушевленных существительных?

1.6. Проблемный вопрос. Человек, человечество, детвора, народ, юноша, молодость, молодежь... Как разобраться, одушевленное или неодушевленное существительное? У неодушевленных существительных совпадают формы винительного и именительного падежей. У одушевленных существительных совпадают формы винительного и родительного падежей.


2. Актуализация знаний.

2.1. Определите, одушевленные или неодушевленные данные существительные. Деревенский петух, петух на трубе крыши, быстрый конь, деревянный конь, тряпичная кукла, нарядная матрешка, рыбка в аквариуме, золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина, золотая рыбка на кулоне, стадо овец, жареный гусь, съедобный гриб, рассерженный зверь, погибший зверь, толпа народа, растущий картофель.

2.2. Словарная работа. Сведения по словопроизводству даются пропедевтически.

Учитель. От данных глаголов образуйте неодушевленные существительные с помощью суффикса -ени[j’]-. Объясните орфограммы в корне. Обогащать, обозначать, огорчать, объяснять, отражать, напрягаться, приглашать, раздражать, разъединять, украшать, утверждать.

2.3. От данных глаголов образуйте одушевленные существительные, обозначающие названия лиц по профессии, с Помощью суффикса -чик-. Резать, смазывать, разведывать, переписывать, разносить, вкладывать, докладывать, заказывать.

2.4. Как одушевленные, так и неодушевленные существительные могут выступать в роли обращений. Объясните постановку знаков препинания в отрывке из стихотворения.

Рябина

Тобой, красивая рябина,

Тобой, наш русский виноград,

Меня потешила чужбина,

И я землячке милой рад.

Любуюсь встречею случайной;

Ты так свежа и хороша!

И на привет твой думой тайной

Задумалась моя душа.

Меня минувшим освежило,

Его повеяло крыло,

И в душу глубоко и мило

Дней прежних запах нанесло.

Все пережил я пред тобою,

Все перечувствовал я вновь:

И радость пополам с тоскою,

И сердца слезы, и любовь.

П. А. Вяземский

2.5. Как употребляются в речи неодушевленные существительные: имя, название?


3. Самостоятельная работа.


4. Вывод. Как распознавать одушевленные и неодушевленные существительные?


5. Домашнее задание — упражнение по учебнику. Устно объяснить, почему пишутся с большой буквы слова-синонимы: Отчизна, Отечество, Родина.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.