МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык 5 класс - диагностические работы - 2017 год

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВАРИАНТ 1

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) отец, отчество

2) известие, весточка

3) созвездие, звезда

4) доля, долина

image199

2. Какое слово имеет нулевое окончание?

1) берёзовый

2) пробежит

3) (нет) мест

4) облако

image199

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.

A) предл...гать

Б) подр...сла

B) комн...та

Г) отд...вать

1) все

2) А и Б

3) Б, В, Г

4) А, В, Г

image199

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) бе...крайний, ...беречь

2) и...бежать, ра...сказ

3) по...везти, о...толкнуть

4) ра...винченный, ...делать

image201

5. Какое суждение является ошибочным?

1) Морфемика изучает состав слов.

2) Основа включает корень, суффикс и окончание.

3) В корне заключён главный смысл всех родственных слов.

4) Приставка служит для образования новых слов.

image203

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. Сравните это значение с тем, в котором слово “грош” употребляется теперь, и вы получите интересный пример того, как слово приобрело в языке противоположное значение.

Б. “Грошовый” — говорят в прямом и переносном смысле о самом дешёвом, ничтожном, малозначительном.

B. Учёные предполагают, что слово “грош” произошло от латинского “гроссус”, что означает “большой”.

Г. Между тем в очень далёкие времена грош представлял собой довольно крупную серебряную монету, лишь позднее он выродился в обыкновенную медяшку.

1) А, Б, Г, В

2) В, А, Г, Б

3) Б, Г, В, А

4) Г, Б, А, В

image203

Часть 2

7. Из предложения Б выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.


8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся (О/А) гласной в корне.


9. В каком предложении есть однородные члены? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.


Часть 3

10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.











ВАРИАНТ 2

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) лётчик, полёт

2) водовоз, проводник

3) морозный, замораживать

4) далёкий, удалиться

image210

2. О каком слове нельзя сказать “имеет окончание”, а надо сказать “оканчивается на...”?

1) берёзовый

2) сегодня

3) квартал

4) грузовой

image210

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.

A) выр...сти

Б) изл...жение

B) сл...гаемые

Г) р...сток

1) А, Б

2) А, Б, В

3) Б, В, Г

4) Б, Г

image210

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) о...давать, по...чистить

2) ...доровый, и...чезнуть

3) ...делать, бе...сердечный

4) ра...писание, в...дохнуть

image210

5. Какое суждение является ошибочным?

1) В основе заключено лексическое значение слова.

2) Корень — главная значимая часть слова.

3) Окончание служит для образования форм слова.

4) Беглыми могут быть любые гласные.

image210

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. А наши предки, скорее всего, вкладывали в это слово неодобрительный смысл.

Б. Вероятно, в те давние времена гордость не считалась таким уж бесспорным достоинством.

B. Сейчас мы считаем гордость в общем-то положительным качеством человека.

Г. В древнеболгарском языке родственный корень “гръд” обозначал “дурной, безобразный”, а латинское слово “гурдус” значило “глупый, бестолковый”.

1) А, Б, Г, В

2) В, А, Г, Б

3) В, Б, А, Г

4) Б, Г, А, В

image210

Часть 2

7. Из предложения А выпишите слово с двумя приставками.


8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся гласной (О/A) в корне.


9. Какое предложение является сложным? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.


Часть 3

10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.











ВАРИАНТ 3

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) горизонт, горизонтально

2) подводник, водяной

3) выращенный, заросли

4) давать, давний

image221

2. В каком слове нет приставки?

1) вырубить

2) высота

3) выходной

4) выстрел

image226

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.

A) водор...сли

Б) предл...жение

B) прил...гать

Г) р...стение

1) А, Б

2) А, Б, В

3) Б, В, Г

4) Б, Г

image226

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) ра...давать, бе...численный

2) ...дание, и...пуганно

3) бе...жизненный, в...махнуть

4) ра...щедриться, и...морозь

image226

5. Какое суждение является ошибочным?

1) Морфема — наименьшая значимая часть слова.

2) У однокоренных слов различные лексические значения.

3) Суффикс находится перед корнем и служит для образования новых слов.

4) Беглые гласные могут быть не только в корне.

image226

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. Но что означает само слово “слово”?

Б. Слово — главная единица языка, оно служит для называния предметов окружающего мира, их свойств, действий, количества и пр.

B. Таким образом, буквально “слово” — это то, что звучит, то, что слышно.

Г. Учёные установили, что оно является близким родственником словам с корнями “слыть, слышать”, древнее значение которых было близко к “звук”, “шум”, “гул”.

1) А, Б, Г, В

2) Б, А, Г, В

3) В, Б, А, Г

4) Б, Г, А, В

image228

Часть 2

7. Из предложения А выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.


8. Выпишите из предложения Б слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.


9. Сколько грамматических основ в предложении Б? Цифрой укажите количество.


Часть 3

10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.











ВАРИАНТ 4

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) пригорок, гористый

2) проводить, подводный

3) долина, дол

4) колотить, приколачивать

image228

2. В каком слове две приставки?

1) предложить

2) отметка

3) безвыходный

4) рассказчик

image228

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.

A) прил...гательное

Б) изл...жить

B) подр...стающий

Г) р...сток

1) А, Б

2) А, Б, В

3) А, В

4) Б, В, Г

image228

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) ра...свет, бе...умный

2) ...деланный, и...менить

3) бе...работный, во...питание

4) ра...сказать, и...пуганный

image228

5. Какое суждение является ошибочным?

1) Формы слова не различаются лексическим значением.

2) Корень — общая часть родственных слов.

3) Окончание служит для образования новых слов.

4) Приставка и суффикс служат для образования новых слов.

image228

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. Я рассудил так: главное в цирке — это арена, она круглая, как и само здание цирка.

Б. А потом из словаря я узнал, что циркуль и цирк произошли от одного латинского слова “циркулюс”, что значит “круг”, “окружность”.

B. Что общего между циркулем и цирком?

Г. Но и циркуль тоже имеет отношение к кругу, он его чертит.

1) А, Б, Г, В

2) В, Г, Б, А

3) Б, Г, В, А

4) В, А, Г, Б

image228

Часть 2

7. Из предложения А выпишите слово с нулевым окончанием.


8. Выпишите из предложения А слово с непроверяемой безударной гласной в корне.


9. Сколько грамматических основ в предложении Г? Цифрой укажите количество.


Часть 3

10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3-4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.