Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

Урок № 84


Тема: Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• познакомить со способами сочинения сказки по данному началу;

• учить отбирать материал для текста сказки на основе творческого воображения по данному началу;

• формировать умение проверять написание слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты

Предметные:

• контролировать написание безударных окончаний в именах существительных множественного числа во всех падежах;

• составлять текст сказки на основе творческого воображения по данному началу;

• правильно писать слона с изученными орфограммами;

• находить и исправлять ошибки.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• составлять монологическое высказывание, понятное слушателям;

• выслушивать разные мнения, приходить к единому решению;

• адекватно реагировать на замечания;

• вносить исправления и дополнения в тексты.

Личностные:

• проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей;

• проявлять интерес к изучаемому предмету.

Межпредметные связи: чтение (составление текста сказки по данному началу).

Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прокомментировать слова, сказанные известным учёным, конструктором космических кораблей Сергеем Павловичем Королёвым: «Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце».

• Вовлекает учащихся в беседу «Почему люди любят сказки».

• Высказывают свою точку зрения. Выслушивают друг друга. Обсуждают. Делают выводы.

• Называют разные причины. Обосновывают своё мнение.

Актуализация необходимых знаний

• Приглашает к рассуждению «Что нужно знать и уметь, чтобы написать сказку». Нацеливает на выделение критериев.

• В ходе рассуждения приходят к общему мнению и выделяют следующие критерии:

1. Раскрыта ли тема и главная мысль текста сказки.

2. Содержание текста:

— соответствует ли теме и главной мысли;

— интересен ли сюжет;

— удачно ли выбраны герои;

— степень новизны сказки.

3. Строение текста:

— связность;

— последовательность;

— логичность.

4. Языковое оформление сказки (отсутствие повторов, лишних слов, неудачного употребления слов и др.).

5. Интонационная выразительность рассказчика.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать начало сказки Е. Пермяка в учебнике на с. 143, задание 4.

• Предлагает определить тему, главную мысль сказки. Нацеливает на продолжение сказки: Дальше нужно рассказать о том...

• Предлагает подумать, как будут развиваться события дальше, чем закончится сказка. Уточняет, что сюжет и концовка должны соответствовать главной мысли текста.

• Организует работу по созданию текста.

• Организует послетекстовую работу — предлагает прочитать готовые тексты, оценить по всем выделенным критериям.

• Предлагает в качестве домашнего задания найти и прочитать сказку Е. Пермяка «Волшебные краски».

• Читают отрывок из сказки.

• Называют тему, главную мысль сказки. Продолжают данную фразу.

• Предлагают варианты развития событий. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее удачные высказывания.

• Составляют и представляют тексты устно. Оценивают содержание по выделенным критериям (интересен ли сюжет, удачно ли выбраны герои, степень новизны сказки). Выслушивают тексты. Записывают тексты после редактирования.

• Читают тексты сказки. Оценивают по выделенным критериям. Отмечают наиболее интересные сюжеты.

• Слушают и записывают задание.

Подведение итогов

• Предлагает оценить итоги работы в классе.

• Оценивают результаты работы на уроке, продолжая фразы: Сегодня на уроке я узнал...; Сегодня на уроке я научился...; Сегодня на уроке мне удалось...

Дополнительный материал: В книгах Дж. Родари «Грамматика фантазии», Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой», С. И. Гин «Мир фантазии» и др. предлагаются приёмы сочинения сказок, которые будят фантазию ребёнка и его стремление к сочинительству. Некоторые из них могут быть использованы для превращения знакомых сюжетов в новые сказки.

1. «А что потом?»

Текст известной сказки предстаёт в новом свете, если заставить учеников задуматься: а что может произойти дальше, когда «репку вытащили из земли»? Для дальнейшего сочинения необходимо слово вдруг и развитие действия продолжается.

2. «Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Конечно же, младшим школьникам с детства знакомы герои сказочного теремка. А если это будет не деревянный домик, то что? И кто будет в нём жить? Воображение учеников переносит персонажей в подводный, подземный мир или на другую планету — и сказочный текст меняется.

3. «Произвольный префикс».

Добавление приставок супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, гидро-, астро-, видео-, архи-, моно-, би-, микро-, мини-, макси- и др. позволяет изменить сказочного героя внешне и внутренне. «Гидроколобок» убегает из подводного дома, «суперколобок» встречается с героями страшнее зайца, волка и лисы.

4. «Ожившие предметы».

Важно научить ребёнка видеть необычное в обычных вещах, которые его окружают. Дома, деревья за окном, школьные и кухонные принадлежности, игрушки могут быть героями сказок, если внимательно к ним приглядеться, прислушаться, о чём они думают и мечтают. «Жила-была кружка. Жила она долго, но кроме своей полки ничего в жизни не видела. А ей больше всего на свете хотелось посмотреть мир. И однажды...»

5. «Сказки от вопросов».

Многие одушевлённые и неодушевлённые предметы хотят знать о себе больше.

Почему у ёлочки зелёные иголочки? Почему курица не летает? Почему огурцы с пупырышками? Откуда у зебры полоски? И т. п.

Законы построения кумулятивного сюжета позволят герою отправиться за ответом к другим действующим лицам и лишь последний из них, сможет ответить на вопрос.

Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после редактирования.

Дополнительные творческие задания: сочинить сказку про Новый год.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.