Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница»

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница»

Урок № 74


Тема: Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• способствовать самостоятельному применению знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных;

• развивать умение отбирать материал для написания сочинения-отзыва;

• развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать наличие н именах существительных безударного падежного окончания;

• контролировать правильность написания имён существительных с безударными окончаниями;

• составлять текст-отзыв по репродукции картины.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• рассматривать картину, анализировать детали;

• составлять монологический текст.

Личностные:

• осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе в картиной;

• испытывать уважение к красоте человеческого труда.

Межпредметные связи: чтение (составление текста по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает внимательно рассмотреть репродукции картин В. А. Тропинина «Кружевница», «Золотошвейка», «Белошвейка», определить, что в них общего, какую главную мысль хотел донести художник.

• Обращает внимание на тему урока, помогает сформулировать учебную задачу.

• Рассматривают картины. Делятся впечатлениями. Высказывают своё мнение о том, что художник хотел показать красоту человеческого труда.

• Читают тему: «Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. Тропинина «Кружевница», называют учебную задачу — учиться составлять и грамотно записывать сочинение-отзыв по картине.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает уточнить тип будущего текста, определить, что значит «сочинение отзыв», назвать признаки грамотного текста.

• Определяют, что сочинение-отзыв по картине — это текст-описание. Называют отличия сочинения-отзыва. Уточняют признаки хорошего текста — соответствие теме и главной мысли, правильный отбор содержания, логичность, последовательность и др.

Организация познавательной деятельности

• Просит уточнить, что означает название картины. Если учащиеся испытывают затруднение, предлагает обратиться к дополнительным источникам информации.

• Организует коллективное обсуждение картины по заданию к упр. 247 в учебнике, нацеленное на отбор содержания будущего текста.

• Предлагает домашнее задание на выбор — составить текст-отзыв по любой репродукции картины В. А. Тропинина или найти интересные сведения из биографии художника.

• Находят сведения о том, что кружевоплетение — один из видов женского рукоделия, в России бытует с XVII века. Плели кружева чаще всего крепостные мастерицы, днями просиживавшие за работой в своих мастерских. Труд этот был очень тяжёл. Мастерицы передавали тонкости своего дела из поколения в поколение. Техника кружевоплетения сложна. Кружевницы использовали для работы специальные подушечки в виде валика, обтянутые материалом. На валике закреплялся плотный лист бумаги с рисунком будущего кружева. В ходу были деревянные подставки различной формы, на которые укладывалась подушка, а также пяльцы. Выплетают кружевные изделия с помощью коклюшек — деревянных палочек с углублениями на концах для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется. Иногда их использовали сразу несколько сотен. Коклюшки, изготовляемые из деревьев тяжёлых пород, при работе издавали мелодичный перестук, для усиления которого коклюшки специально кипятили в солёной воде.

• Читают вопросы. Внимательно вглядываются в детали картины. Подбирают точные слова и выражения. При необходимости составляют план. Например:

1. Вступление.

2. Цветовое решение картины.

3. Лицо девушки, её взгляд.

4. Руки труженицы.

5. Одежда кружевницы.

6. Труд мастерицы.

7. Заключение.

Составляют и представляют в классе тексты-отзывы. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями. Дополняют и исправляют недочёты. Записывают тексты в тетрадь. Проводят самопроверку.

• Слушают задание. Делают выбор.

Подведение итогов

• Предлагает поделиться впечатлениями о выполненной работе, предположить, где и когда составленный текст можно использовать.

• Обмениваются впечатлениями. Предполагают, что текст можно использовать во время экскурсии по музею, для знакомства с картиной и т. д.

Дополнительный материал: рассказ о художнике В. А. Тропинине, портрет художника, репродукции картин В. А. Тропинина «Кружевница», «Золотошвейка», «Белошвейка».

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания.

Дополнительные творческие задания: объединиться в группы для работы над проектом (учебник, с. 144), спланировать деятельность, распределить задания.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.