3-е склонение имён существительных

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

3-е склонение имён существительных

Урок № 51


Тема: 3-е склонение имён существительных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;

• учить выделять имена существительные 3-го склонения;

• развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению;

• подбирать примеры имён существительных 3-го склонения;

• составлять текст-рассуждение.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдения;

• высказывать и доказывать свою точку зрения.

Личностные:

• распознавать нравственные категории;

• осознавать готовность следовать нравственно-этическим нормам.

Межпредметные связи: чтение (составление текста).

Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание — разделить данные слова на две группы, обосновать своё мнение.

Мышка, мышь, ёлка, ель, ладонь, ладошка, сетка, сеть, нитка, нить, печка, печь.

• Читают слова. Предлагают варианты деления. Выбирают наиболее приемлемый: первая группа — имена существительные женского рода с окончанием -а; вторая группа — имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

Мотивация познавательной деятельности

• Задаёт проблемный вопрос: Можно ли определить склонение имён существительных второй группы?

• Высказывают своё мнение. Рассуждают о том, что если эти имена существительные будут иметь одинаковые окончания во всех падежах, то они принадлежат к одному и тому же склонению. Предполагают, что эти имена существительные могут быть 3-го склонения. Предлагают проверить предположение по учебнику. Находят в учебнике с. 96, читают тему, ставят учебную задачу — узнать признаки имён существительных 3-го склонения, учиться находить имена существительные 3-го склонения.

Организация познавательной деятельности

• Организует наблюдение за именами существительными по заданию к упр. 169 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности по заданию к упр. 172 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 171 в учебнике.

• Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 170.

• Предлагает подобрать однокоренные слова к слову совесть, объяснить его лексическое значение.

• Предлагает составить словосочетания с данными прилагательными, объяснить их смысл: совесть (какая?) кристальная, незапятнанная, неспокойная, нечистая, потревоженная, проснувшаяся, спокойная, чистая.

• Просит объяснить смысл пословицы: «От человека утаишь, а от совести не утаишь».

• Предлагает прочитать или прослушать рассказ В. Сухомлинского «Стеклянный Человечек», определить тему, главную мысль текста.

• Задаёт проблемный вопрос: Что такое совесть?

• Предлагает уточнить признаки текста-рассуждения, сформулировать тезис (вступление), подобрать доказательства, продумать вывод.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 130 в рабочей тетради.

• Читают задание. Наблюдают за произношением данных слов, выделяют общий признак, указывают род и окончание. Делают вывод о том, что эти имена существительные относятся к 3-му склонению. Проверяют сделанный вывод по учебнику (с. 97).

• Читают задание. Планируют порядок действий. Обсуждают полученные результаты, доказывают правильность выполнения задания.

• Самостоятельно читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы обсуждают выполнение. Проводят самопроверку и самооценку.

• Выписывают имена существительные 3-го склонения. Доказывают правильность выбора. Объясняют лексическое значение данных слов.

• Подбирают и называют слова: совестливый, совестливость, совестный, совестно, бессовестный, бессовестно, совестить, совеститься, посовеститься, усовестить, усовещивать. Опираясь на личный опыт, объясняют значение слова, проверяют по словарю: «Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».

• Составляют словосочетания. Рассуждают о том, какой может быть совесть.

• Высказывают свою точку зрения. Обсуждают смысл пословицы.

• Знакомятся с текстом. Обсуждают тему, главную мысль.

• Высказывают свою точку зрения. Выслушивают друг друга.

• Называют признаки текста-рассуждения. Составляют и представляют устные тексты в классе, исправляют или дополняют. Записывают в тетрадь. Проводят самопроверку.

• Рассматривают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает составить сообщение на тему «3-е склонение имён существительных», привести примеры.

• Обобщают сведения, полученные по изучаемой теме.

Дополнительный материал:

Стеклянный Человечек.

У одного Мальчика был маленький друг — Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять — Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

— Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй.

Стыдно станет Мальчику, и он принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день — а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

— Что плохого я сделал или подумал ? — с тревогой спросил Мальчик.

— Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого... но ты забыл о своём товарище.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

(В. Сухомлинский)

Диагностика достижения планируемых результатов: из данного ряда слов выписать имена существительные 3-го склонения. Картофель, морковь, огурец, сирень, ветвь, клён, яблоня, день, ночь, утро.

Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение «Совестливый ли я человек».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.