1-е склонение имён существительных. Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

1-е склонение имён существительных. Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег»

Урок № 48


Тема: 1-е склонение имён существительных. Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег».

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• учить определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению;

• учить различать ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения;

• развивать умение составлять описательный текст по картине.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению;

• сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения;

• составлять описательный текст по картине.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• делать выводы на основе наблюдения и сравнения;

• проверять правильность сделанного вывода — соотносить с информацией в учебнике;

• вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод;

• рассматривать картину, выделять и анализировать детали.

Личностные:

• осознавать потребность в выражении эмоций, чувств и настроения при рассматривании картины.

Межпредметные связи: чтение (работа по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает проверить, правильно ли выполнили задание учащиеся, которым нужно было выписать имена существительные 1-го склонения.

Дядя, тётя, дедушка, бабушка, Света, Коля, мама, отец, сестра, брат.

• Просит просклонять слово сестра, назвать окончания.

• Читают слова. Определяют правильность выполнения задания, опираясь на знание признаков имён существительных 1-го склонения. Находят слова, которые выписаны ошибочно. Доказывают своё мнение.

• Изменяют данное слово по падежам, называют окончания.

Мотивация познавательной деятельности

• Задаёт проблемный вопрос: Одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения?

• Предлагает прочитать тему на с. 91 в учебнике, сформулировать учебную задачу.

• Высказывают предположения.

• Находят название темы. Ставят учебную задачу — определить, одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает ознакомиться с падежными окончаниями имён существительных 1-го склонения по таблице, представленной в упр. 158 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 159 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 160 в учебнике.

• Создаёт условия для творческой деятельности учащихся по заданию к упр. 161 в учебнике.

• Предлагает прочитать название картины — «Первый снег» — и сказать, какие чувства вызывает это событие; предположить, какие чувства могла бы вызвать картина с названием «Последний снег». В чём различие?

• Вовлекает учащихся в беседу по содержанию картины. Просит определить, какое время года изобразил художник, какое время суток.

• Предлагает рассмотреть персонажей, изображённых на переднем плане, обратить внимание на их внешний вид, выражение лиц.

• Обращает внимание на другие предметы, изображённые на переднем плане,— берёзу, ворону.

• Нацеливает на выявление изобразительных средств картины (фон, главный цвет).

• Предлагает выбрать опорные слова, которые являются главными для описания картины, подобрать к ним эпитеты, сравнения, слова, которые характеризуют их действия.

• Организует работу по составлению плана сочинения. Предлагает обсудить варианты начала и конца текста.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по составлению, написанию и редактированию текста сочинения.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 127 в рабочей тетради.

• Знакомятся с информацией, представленной в таблице. Сравнивают, есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находят падежи, в которых окончания существительных пишутся одинаково. Делают вывод о написании ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Соотносят сделанный вывод с выводом в учебнике на с. 91. При необходимости корректируют или вносят дополнения.

• Читают задание. Склоняют имена существительные. Проводят самопроверку — соотносят написание безударных окончаний с таблицей на с. 91.

• Читают задание. Планируют действия. Выполняют задание. Проводят самопроверку и самооценку, сверяясь с таблицей на с. 91 в учебнике. Обобщают сведения о написании ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

• Знакомятся с заданием к упр. 161 в учебнике.

• Находят и рассматривают репродукцию картины. Читают название. Делятся впечатлениями, возникшими ассоциациями.

• Говорят о том, что на картине изображено начало зимы, потому что нет сугробов, местами голая земля. Определяют, что изображено раннее утро, так как видно, что снег выпал ночью, когда дети спали, а сейчас они, неодетые, второпях выскочили на улицу.

• Описывают одежду детей, отмечают детали, которые показывают, что дети очень торопились увидеть первый снег. Он вызывает у них радость, восторг, интерес, ощущение праздника.

• Рассуждают о том, что не только люди, но и берёза, и ворона тоже рады первому снегу, они его ждали не меньше детей, ведь теперь земля будет укрыта белым снежным ковром, настанет тишина и покой.

• Рассматривают и говорят о том, что в картине преобладают тёплые, светлые тона, главный цвет — розовый. Он помогает ощутить красоту природы, свежесть, настроение праздника.

• Выделяют опорные слова: снег, земля, небо, дети, ворона, берёза. Отбирают материал для написания текста. Обсуждают с одноклассниками.

• Составляют план. Предлагают варианты для начала текста: Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег»...; Передо мной картина А. А. Пластова «Первый снег»...; для конца текста: У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину...; Я благодарен художнику за то, что ещё раз смог пережить чувство радости при виде первого снега... и др.

• Составляют устный вариант текста. Пересказывают. Вносят изменения. Записывают текст. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает обсудить значимость изучения темы урока, личные достижения учащихся.

• Приводят доказательства важности изучения темы. Называют, какие результаты, полученные на уроке, могут считать своими достижениями.

Дополнительный материал: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», портрет художника, музыкальное сопровождение.

Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после редактирования.

Дополнительные творческие задания: составить рассказ о дне, когда увидели первый снег.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.