Наречие - Урок 3

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Наречие - Урок 3

Урок № 40


Тема: Наречие.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• формировать умение находить наречие среди других частей речи;

• формировать умение заменять сочетания слон подходящими по смыслу наречиями, подбирать к наречиям синонимы и антонимы;

• учить образовывать наречия от имён прилагательных с помощью суффикса;

• учить грамотно писать суффиксы наречий.

Планируемые результаты

Предметные:

• находить наречия среди данных слов;

• определять наречия по значению и по вопросам;

• образовывать наречия от имён прилагательных;

• выбирать и грамотно писать суффиксы наречий.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• планировать действия по решению учебной задачей;

• соотносить результаты с поставленной задачей;

• осуществлять самооценку.

Личностные:

• делать осознанный выбор на основе адекватной оценки собственной деятельности.

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир (обогащение словарного запаса).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Проводит подготовительный диктант. Предлагает записать под диктовку текст из домашней работы — упр. 128 в учебнике, назвать наречия, обосновать свой ответ.

• Записывают текст под диктовку. По окончании проводят самопроверку (соотносят с образцом) и самооценку. Находят наречия среди других частей речи. Обосновывают свой выбор, опираясь на знание их грамматических признаков.

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать слова, определить закономерность, по аналогии образовать от данных слов новые цепочки.

Мир, мирный, мирить, мирно.

Интерес, ...,

Печаль, ..., ..., ... .

Чистота, ..., ..., ... .

Веселье, ..., ..., ... .

• После выполнения задания определить, какое затруднение возникло при записи слов, сформулировать тему, поставить учебную задачу.

• Читают слова. Рассуждают и делают вывод о том, что слова расположены в следующем порядке: однокоренные имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие. Образуют однокоренные слова по аналогии.

• Сомневаются в написании суффиксов наречий. Уточняют тему, определяют учебную задачу — учиться образовывать наречия, грамотно их записывать.

Организация познавательной деятельности

• Обращает внимание на с. 76 в учебнике — предлагает познакомиться с информацией об образовании наречий, составить сообщение.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 130 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Создаёт условия для самостоятельного выполнения задания повышенной трудности к упр. 131 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы.

• В классах с высоким уровнем обученности может предложить задание — прочитать фразеологизмы, заменить подходящим по смыслу наречием.

работать спустя рукава — ...

рукой подать — ...

навострить уши — ...

как курица лапой — ...

засучив рукава — ...

с пятого на десятое — ...

зарубить на носу — ...

в мгновение ока — ...

на глазок — ... за тридевять земель — ...

• Задаёт проблемный вопрос: Как не допустить ошибки при написании наречий?

• Предлагает провести наблюдение за правописанием суффиксов наречий по заданию к упр. 132 в учебнике.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 116 в рабочей тетради.

• Предлагает в качестве домашнего задания вспомнить и записать 15 наречий, отвечающих на разные вопросы, выделить суффиксы.

• Читают, каким способом могут быть образованы наречия. Сообщения представляют одноклассникам.

• Читают задание, выбирают форму работы. Выполняют самостоятельно. При проверке обсуждают возникшие вопросы, называют синонимы и антонимы.

• Самостоятельно читают задание. Планируют деятельность, выбирают форму работы. По окончании представляют и обсуждают результаты. Делают вывод о роли наречий в предложении и в тексте.

• Выбирают форму работы — индивидуально или в парах. Выполняют задание. После выполнения обсуждают полученные результаты.

• Выделяют затруднение при записи суффиксов наречий.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. Проводят наблюдение согласно плану. Делают вывод о написании наречий в зависимости от приставки.

• Читают задание. Повторяют, как правильно выбрать суффикс наречий. Выполняют задание самостоятельно. По окончании проводят самопроверку и самооценку.

• Слушают домашнее задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает проанализировать итоги урока по вопросам:

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Что я сегодня делал и чего достиг?

Чем и кому я помог, чем и кого порадовал сегодня?

• Анализируют учебную деятельность по предложенным вопросам. Делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 116, задание 4).

Диагностика достижения планируемых результатов: образовать наречия от данных прилагательных. Смешной, печальный, глупый, радостный, светлый, плохой, передний, правый.

Дополнительные творческие задания: с. 78 в учебнике, «Проверь себя», задание 1 или задание 4.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения