Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

Урок № 29


Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова;

• развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова;

• развивать орфографическую зоркость, фонематический слух.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать наличие в слове изученных орфограмм;

• обосновывать написание слов с изученными орфограммами;

• использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова;

• группировать слова по типу орфограмм.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• анализировать разные способы проверки орфограмм;

• группировать слова по общему признаку;

• устанавливать соответствие полученного результата поставленной задаче.

Личностные:

• концентрировать внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений.

Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать стихотворение А. Шибаева «Грустные вести» в упр. 87 в рабочей тетради, ответить, почему стихотворение так называется, определить, какие правила не знал герой, чему ему следовало учиться.

• Просит найти в учебнике название изучаемой темы, помогает сформулировать учебную задачу.

• Читают стихотворение. Рассуждают о том, что Миша не знал или не умел применять орфографические правила правописания гласных и согласных в значимых частях слова.

• Находят в учебнике с. 56, читают тему. Ставят учебную задачу — вспомнить правила написания гласных и согласных в значимых частях слова, учиться грамотно писать, применяя эти правила.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает рассмотреть схему «Правописание гласных и согласных в корне слова» (упр. 89 в учебнике), проанализировать содержание по вопросам, выполнить задание.

• Читают сведения, предложенные в схеме, сравнивают способы проверки обозначения на письме безударного гласного звука, парного по глухости / звонкости согласного звука и непроизносимого согласного звука в корне слова. Делают вывод о том, что для проверки обозначения на письме безударного гласного звука необходимо такое проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным, а для проверки обозначения на письме парного по глухости/звонкости согласного и непроизносимого согласного звука нужно также проверочное слово, чтобы после этих звуков стоял гласный звук. Слова с такими орфограммами необходимо проверять, потому что произношение расходится с написанием. Выписывают слова в указанном порядке. Комментируют свои действия.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 90 в учебнике. Подчёркивает значимость правильного выбора проверочного однокоренного слова для проверки написания изученных орфограмм.

• Предлагает выполнить задание к упр. 88 в рабочей тетради. Обращает внимание на наличие проверяемых и непроверяемых орфограмм.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 89 в рабочей тетради, для проверки обратиться к орфографическому словарю.

• Предлагает вновь обратиться к заданию упр. 87 в рабочей тетради, уточняет, какие знания и умения потребуются, чтобы выполнить задание. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 91 в учебнике.

• Организует деятельность учащихся по подготовке и написанию предупредительного диктанта.

Однажды я ловил рыбу на озере. На воде лежала волнистая рябь. Вокруг озера росли старые ивы. По краю берега цвели жёлтые ирисы. В глубокой воде со дна струились пузырьки воздуха. Это караси на дне искали пищу. На лугу деревенские дети искали щавель.

(К. Паустовский)

• Предлагает рассмотреть задание для домашней работы — упр. 92 в учебнике.

• Читают и выполняют задание. По окончании работы обосновывают написание слов с пропущенными орфограммами. Проводят самопроверку. Делают вывод о том, что некоторые слова звучат одинаково, например: сл...зал с сосны и сл...зал сметану, однако пишутся по-разному, потому что имеют разное значение. Нужно быть внимательными при подборе проверочных слов.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы называют проверочные слова к словам с проверяемыми орфограммами. Осуществляют самопроверку.

• Читают слова, данные в упражнении, рассуждают о том, что в этих словах есть непроверяемые орфограммы. Вписывают пропущенные буквы по памяти. После выполнения задания осуществляют самопроверку по орфографическому словарю.

• Выбирают форму работы. Читают текст стихотворения, исправляют ошибки, доказывают правильность ответов.

• Читают задание самостоятельно. Определяют последовательность действий по выполнению. По окончании работы доказывают, что задание выполнено верно: напоминают правила проверки правописания гласных и согласных в корне слова, называют проверочные слова. Проводят самопроверку.

• Слушают каждое предложение. Находят в словах изученные орфограммы, обосновывают их написание, затем записывают под диктовку. После диктанта проводят самопроверку.

• Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает составить сообщение, которое помогло бы убедить одноклассников в необходимости изучения темы урока. Возможны сообщения в юмористической форме, от лица разных персонажей, от представителей разных эпох и т. д.

• Готовят сообщение и представляют одноклассникам.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задания 1, 2).

Диагностика достижения планируемых результатов: списать слова, вставить пропущенные буквы. Рядом написать проверочные слова. Зв...зда, б...лезнь, витя...ь, улы...ка, пог...в...рить, завя...ка, х...л...дильник, стри..., боло...це, щ...бетать.

Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на тему «Почему нужно грамотно писать».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.