Состав слова. Значимые части слова - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Состав слова. Значимые части слова - Урок 2

Урок № 26


Тема: Состав слова. Значимые части слова.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

• содействовать формированию умения определять способ образования однокоренных слов;

• развивать умение образовывать однокоренные слова с помощью значимых частей слова.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать однокоренные слова и слова-синонимы;

• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

• распознавать сложные слова;

• правильно писать соединительные гласные в сложных словах;

• знать способы образования однокоренных слов;

• различать роли значимых частей слова.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• объединять слова в группу по общему признаку, обнаруживать лишнее слово;

• работать с памяткой по изучаемой теме;

• выбирать форму работы в зависимости от поставленной задачи;

• оказывать помощь в сотрудничестве.

Личностные:

• проявлять готовность к обучению, к приобретению новых знаний.

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает определить, правильно ли Маша выполнила задание — выделить однокоренные слова в тексте. Если допущены ошибки, выявить, чего не знает Маша, какой материал ей следует повторить.

У меня друзей немало.

Но я всех нарисовала:

Коля колет, Поля полет, Паша пашет,

Варя варит, Валя валит, Света светит,

Соня спит, Катя катит, Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь.

(Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

• Читают текст. Обсуждают выполнение задания Машей. Делают вывод, что ученица не учла, что однокоренные слова не просто должны иметь общую часть, но должны иметь общий корень и быть близки по смыслу, поэтому задание выполнила неверно. Определяют, над какой темой Маше следует поработать, чему следует учиться.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужно уметь находить однокоренные слова? Нацеливает на определение темы, постановку учебной задачи.

• Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Уточняют тему урока по учебнику (с. 51). Формулируют учебную задачу.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает выполнить задание к упр. 81 в учебнике — выявить способы словообразования.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся — списать текст, вставить недостающие части слова. Предлагает выполнить задание индивидуально или в парах по выбору.

Скоро весна.

Воробьи обновляют свои ...ышки. Лёгкий ...ок распуши.) их ...ышки. Воробьи — известные ...ишки. Они прыгают, как ...ки. Прыг-скок — и на ...ок. Сжал воробей клювом прошлогодний ...ик и понёс его в свободный ...ник. Потом принёс туда сухую ...инку. Поймал на лету ...ку. Тепло будет ...икам.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 80 в рабочей тетради — образовать слова при помощи приставок.

• Предлагает в парах выполнить задание к упр. 81 в рабочей тетради. Обращает внимание на очерёдность выделения частей слова.

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 82 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 79 в рабочей тетради — провести наблюдение за написанием соединительных гласных в сложных слонах.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию — списать текст, изменяя окончания слов, выявить, какую роль играют окончания. Петин дедушка принёс (полная корзина) (гриб). Как удаётся (дедушка) столько (гриб) находить? Подберёзовик живёт под (белоствольная берёза). У (рыжики, маслята и моховики) квартиры под (мохнатые ёлки и сосны). Срезать грибы надо аккуратно, чтобы сберечь их (квартира). Тогда и на другое лето наберёшь здесь (полная корзина) (грибы).

• Предлагает прослушать домашнее задание — найти и выписать 10 сложных слов, разобрать их по составу.

• Читают задание. Планируют действия. Выполняют задание самостоятельно. По окончании обсуждают и делают вывод о том, что выделенные слова образовались при помощи суффикса, приставки или приставки и суффикса одновременно.

• Читают текст. Выбирают форму работы. Выполняют задание. По окончании обсуждают составленные тексты. При необходимости корректируют и дополняют ответы друг друга.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Образуют слова. Проводят взаимопроверку.

• Читают задание самостоятельно. Рассуждают, в каких словах есть приставки, сначала выделяют корень, потом смотрят, имеется ли значимая часть перед корнем. Объясняют свои действия после выполнения.

• Читают задание. При обсуждении повторяют признаки однокоренных слов. Выполняют задание по выбору. По окончании работы представляют результаты — называют однокоренные слова и сложные слова. Уточняют, какие слова называются сложными.

• Читают задание. Проводят наблюдение. Делают вывод о написании соединительных гласных в сложных словах.

• Выполняют задание самостоятельно. Делают вывод о том, что окончания служат для связи слов в предложении и образуют форму слова.

• Слушают задание. При необходимости уточняют.

Подведение итогов

• Предлагает составить сообщение на тему «Роль значимых частей слова».

• Обобщают знания, полученные в ходе урока, составляют и представляют сообщение в классе.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 118).

Диагностика достижения планируемых результатов: прочитать стихотворение. Выписать синонимы. Образовать однокоренные слова к слову мороз.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. (Т. Волжина)

Дополнительные творческие задания: придумать сказку про страну, где живут части слова.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения