Наша речь и наш язык

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Наша речь и наш язык

Урок № 1


Тема: Наша речь и наш язык.

Tип: повторение изученного материала.

Задачи:

• организовать работу по обеспечению высокого уровня включённости учащихся в учебную деятельность;

• развивать умение различать монологическую и диалогическую речь;

• формировать умение строить поведение в соответствии с нормами речевого этикета.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать монологическую и диалогическую речь;

• строить общение с использованием слов речевого этикета;

• составлять текст по выбранной пословице;

• составлять текст по рисунку.

Метапредметные:

• понимать и принимать учебную задачу;

• планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей;

• анализировать и комментировать прочитанные высказывания;

• распределять роли при работе в парах.

Личностные:

• проявлять интерес к русскому языку;

• осознавать потребность в создании дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Межпредметные связи: чтение (анализ пословиц).

Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает рассмотреть страницы учебника, прокомментировать, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, найти, какие темы будут изучены в первой половине года, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение».

• Рассматривают обложку учебника, с. 4, 5, 159. Делятся мыслями, впечатлениями, комментируют условные обозначения; в оглавлении находят названия разделов и тем, которые будут изучаться в 4-м классе. На с. 5 читают, что нужно вспомнить, изучая раздел «Повторение».

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти в учебнике и прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу.

• Предлагает прочитать в учебнике (упр. 1) и рабочей тетради (упр. 1) высказывания о русском языке, выразить своё мнение о прочитанном, выбрать то высказывание, которое наиболее близко и понятно, списать его в тетрадь. Выясняет, знают ли учащиеся другие высказывания о русском языке, с какой целью их нужно находить и как записывать.

• Находят в учебнике с. 6 и читают тему урока: «Наша речь и наш язык», высказывают предположение, что будут вспоминать, что такое язык и речь, просматривают задания. В процессе совместного обсуждения ставят учебную задачу — учиться правильной речи, использованию в речи так называемых вежливых слов.

• Находят названные упражнения, читают высказывания о русском языке, участвуют в обмене мнений о том, как поняли каждое из высказываний. Выбирают и записывают наиболее понятный и близкий текст. Рассуждают о том, для чего необходимо записывать мудрые мысли в специальный дневник.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной работы по упр. 2 в рабочей тетради: просит прочитать задание, прокомментировать ход выполнения.

• Предлагает выполнить задание к упр. 3 в рабочей тетради. Просит привести примеры жизненных ситуаций, когда слово помогло человеку, а когда ранило его.

• Предлагает выполнить упр. 3 учебника: прочитать задание, спланировать действия.

• Организует работу в парах по упр. 4 учебника. Предлагает прочитать задание, обсудить ход его выполнения.

• Предлагает самостоятельно выполнить упр. 5 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить упр. 2 из учебника: проводит обсуждение пословиц о языке и речи, организует конкурс «Проба пера».

• Читают и выполняют задание самостоятельно. При коллективном обсуждении результатов уточняют понятия устная речь, письменная речь, внутренняя речь.

• Читают стихотворение, находят важные мысли о том, что нужно бережно обращаться со словом, не скупиться на добрые слова и не торопиться с обидными. Приводят примеры ситуаций, делают выводы.

• Читают задание самостоятельно, проговаривают порядок выполнения. Высказывают мнение о том, почему слова, данные в упражнении, называют волшебными, доказывают их силу и необходимость, выписывают в предложенном порядке. По окончании работы в парах проводят взаимопроверку, обсуждают спорные вопросы. По желанию готовят сообщение на тему «Волшебные слова нашей речи».

• Читают задание, рассматривают рисунки, определяют тему. Выбирают рисунок для составления текста. Продумывают содержание, распределяют роли, инсценируют диалоги с употреблением слов из упр. 3. По желанию показывают инсценировки одноклассникам. Обсуждают наиболее удачные варианты, отмечают, каким способом был достигнут такой результат.

• Читают и самостоятельно выполняют задание. По окончании работы проводят самопроверку и самооценку.

• Читают пословицы, объясняют, как поняли их смысл. Выбирают любую пословицу и составляют по ней текст. Представляют свои сочинения в классе, выслушивают мнения товарищей, отмечают наиболее понравившиеся тексты, выделяют их достоинства.

Подведение итогов

• Предлагает соотнести поставленную учебную задачу с результатами урока, выявить затруднения, возникшие в ходе работы.

• Обсуждают учебную деятельность, анализируют, была ли решена учебная задача, какие затруднения возникли, как вышли из сложной ситуации. Оценивают результаты своей деятельности, продолжая фразы: Сегодня на уроке я могу похвалить себя за...; Сегодня на уроке я старался, но не всё получилось, потому что...; Сегодня на уроке я был скорее слушателем, чем участником, потому что...

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ: 1—4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. П. Канакина. Г. С. Щёголева,— 2-е изд.— М.: Просвещение, 2012.—159 с. (далее: Сборник диктантов и самостоятельных работ) (задание 1 на с. 105).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 4 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: найти мудрые изречения о русском языке в разных источниках, выписать понравившиеся в дневник. Используя подходящее по смыслу изречение, составить текст на тему «Для чего я изучаю русский язык».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.