Простые и сложные предложения - Урок 2

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Простые и сложные предложения - Урок 2

Урок № 18


Тема: Простые и сложные предложения.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами;

• формировать умение ставить запятые в сложном предложении;

• развивать умение определять грамматические основы в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.

Планируемые результаты

Предметные:

• сравнивать простые и сложные предложения;

• различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами;

• ставить запятые между частями сложного предложения.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока:

• делать выводы на основе наблюдений;

• обосновывать своё мнение;

• выполнять самопроверку, самооценку;

• выявлять причины возникновения затруднений, пути поиска решения.

Личностные:

• проявлять интерес к изучаемому предмету.

Межпредметные связи: чтение (работа над выразительностью чтения).

Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает назвать изучаемую тему, найти в учебнике на с. 38 вопрос, сформулировать учебную задачу.

• Называют тему: «Простые и сложные предложения». Находят в учебнике с. 38, читают вопрос, определяют учебную задачу — учиться отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.

Актуализация необходимых знаний

• Организует и проводит предупредительный диктант (в зависимости от темпов работы класса можно ограничиться первым абзацем текста).

Конец августа.

Лето кончилось. В зелёной листве берёз появились жёлтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами.

В воскресенье денёк выдался тёплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки толстые, крепкие.

(Г. Скребицкий)

• Слушают чтение каждого предложения, находят в словах орфограммы, обосновывают их написание, комментируют постановку знаков препинания, записывают под диктовку. По окончании проводят самопроверку.

Организация познавательной деятельности

• Организует выполнение задания к упр. 53 в учебнике — нацеливает на сравнение сложных предложений с простыми предложениями с однородными членами.

• Предлагает в парах выполнить задание к упр. 52 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для самостоятельной работы по заданию к упр. 54 в учебнике. Обращает внимание, что задание повышенной труднос/и Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Предлагает прочитать домашнее задание — упр. 53 в рабочей тетради.

• Читают предложения, определяют тип предложения (простое или сложное) по количеству грамматических основ, объясняют постановку запятых.

Делают вывод о том, что в простых предложениях с однородными членами одна грамматическая основа, независимо от количества подлежащих или сказуемых, а в сложном предложении — две и более грамматических основ.

• Читают и выполняют задание. В парах обсуждают постановку запятых, соотносят данные схемы с предложениями, выбирают схему № 2, доказывают правильность сделанного выбора.

• Читают задание. Выбирают форму работы. Обсуждают, как отличить простые предложения с однородными членами от сложных предложений. Выписывают их в указанном порядке. Ставят запятые, объясняют их постановку.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. При необходимости задают вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает прочитать вопрос на с. 38 в учебнике, дать на него ответ, определить, решена ли учебная задача, выявить возникшие затруднения.

• Читают вопрос. Опираясь на знания, полученные на уроке, формулируют полный ответ. Оценивает, решена ли поставленная задача. Выявляют причины возникших затруднений, планируют действия по преодолению затруднений.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (проверочные диктанты, с. 111 (тексты могут быть использованы для объяснительных или предупредительных диктантов).

Диагностика достижения планируемых результатов: распределить предложения в две группы. Перед простыми предложениями с однородными членами поставить цифру 1, перед сложными предложениями — цифру 2.

[ ] На паутинках повисли красные, жёлтые, зелёные листики.

[ ] Над душистыми кустами кружили бабочки, летали пчёлы, жужжали шмели.

[ ] Шуршат, скачут, плывут, качаются на паутинках листья.

[ ] Муравьи спешат по своим тропкам, несут засохшие веточки.

[ ] Под тёплыми лучами солнца тает снег, звенит капель.

Дополнительные творческие задания: найти два-три примера простых предложений с однородными членами и два-три примера сложных предложений в стихах или прозе известных авторов.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.