Неопределённая форма глагола

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Неопределённая форма глагола

Урок № 125


Тема: Неопределённая форма глагола.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить различать неопределённую форму среди других форм глагола;

• учить отличать неопределённую форму глагола от омонимичных имён существительных;

• учить называть и выделять суффиксы и часть корня в неопределённой форме глагола.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать неопределённую форму среди других форм глагола;

• отличать неопределённую форму глагола от омонимичных имён существительных;

• называть и выделять суффиксы и часть корня в неопределённой форме.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность;

• находить ошибки и упущения в логике рассуждения;

• проводить самопроверку и самооценку;

• учитывать разные мнения в сотрудничестве;

• адекватно реагировать на замечания одноклассников.

Личностные:

• адекватно оценивать результаты учебной деятельности;

• выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слова).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает задание для самостоятельной работы — под диктовку записать глаголы в группы по значению; труд, речь, звучание, душевные переживания, мысли.

Копать, размышлять, стучать, кричать, забивать, думать, сказать, объяснять, волноваться, обдумывать, анализировать, сомневаться, любить, чинить, строить, квакать, щёлкать, лязгать, рассказывать, спросить, воскликнуть, петь, свистеть, страдать, везти, нести, плакать, мыслить.

• Записывают глаголы в определённую группу. Комментируют написание изученных орфограмм. Объясняют, почему глаголы относятся к предложенной группе.

Мотивация познавательной деятельности

• Задаёт проблемный вопрос: Какие грамматические признаки можно определить у этих глаголов?

• Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.

• Высказывают разные точки зрения. Приводят доказательства. Высказывают предположение, что эти глаголы находятся в неопределённой форме, поэтому нельзя определить ни время, ни число.

• Находят название темы в учебнике на с. 72. Ставят учебную задачу — учиться находить глаголы в неопределённой форме.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 148 в учебнике.

• Создаёт условия для наблюдения за глаголами по заданию к упр. 149 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 150 в учебнике. Нацеливает на выделение суффиксов глаголов в неопределённой форме.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 151 в учебнике.

• Обращает внимание учащихся на дополнительную информацию в учебнике на с. 73.

• Предлагает домашнее задание — написать пять глаголов в неопределённой форме с суффиксом -ть, пять глаголов с суффиксом -ти, пять глаголов, которые оканчиваются на -чь.

• Читают задание. Планируют действия. После выполнения работы представляют результаты — итоги сравнения глаголов первой и второй группы, определяют время у глаголов первой группы, комментируют свои действия. Предполагают, что во вторую группу включены глаголы в неопределённой форме, поэтому время определить нельзя.

• Читают задание. Самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Обсуждают в классе. Объясняют смысл пословиц. Задают вопросы к глаголам. Делают вывод о невозможности определения времени. Вспоминают, что такая глагольная форма называется неопределённой. Проверяют себя по учебнику на с. 72. Читают определение. Называют признаки неопределённой формы глагола.

• Читают и самостоятельно выполняют задание. Проводят самопроверку написания пропущенных букв на изученные орфограммы. Находят глаголы в неопределённой форме. Выделяют суффиксы -ть, -ти.

• Читают задание. Комментируют действия по его выполнению. По окончании работы называют, какой частью речи являются выделенные слова. Доказывают правильность своих суждений.

• Читают правило. Делают вывод о том, что глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на -чь. Уточняют, что это часть корня.

• Слушают и записывают задание.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, чему планировали учиться, чему научились, чему предстоит учиться. Просит выделить трудности, с которыми столкнулись, определить причины успешности/неуспешности.

• Называют учебную задачу, анализируют степень её решения. Делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, задание 1, с. 141).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 93 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: подобрать из дополнительных источников информации примеры глаголов в неопределённой форме и омонимичных слов других частей речи.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.