Роль глаголов в языке и речи

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Роль глаголов в языке и речи

Урок № 122


Тема: Роль глаголов в языке и речи.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение определять глаголы среди других частей речи;

• развивать умение определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении);

• учить отбирать материал и составлять текст по рисунку.

Планируемые результаты

Предметные:

• различать глаголы среди других частей речи;

• называть изученные грамматические признаки глаголов;

• определять значение глаголов-омонимов;

• составлять текст по рисунку.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

• делать выводы на основе сравнения, наблюдения;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• активно взаимодействовать при обсуждении.

Личностные:

• стремиться к самовыражению через материал учебного предмета.

Межпредметные связи: чтение (составление текста по рисунку).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти название нового раздела, рассмотреть планируемые результаты, определить тему урока, поставить учебную задачу.

• Находят название нового раздела в учебнике на с. 67. Определяют планируемые результаты — что вспомнят, что узнают, чему будут учиться. Читают название темы в учебнике на с. 68. Определяют задачу урока — изучить роль глаголов в языке и речи.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 139 в учебнике.

• Читают стихотворение Е. Благининой. Говорят о том, что в тексте речь идёт о весне. Приводят доказательства из текста. Читают выписанные глаголы. Называют изученные грамматические признаки, по которым можно определить эту часть речи.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 84 в рабочей тетради. Нацеливает на определение роли глагола в речи.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 140 в учебнике.

• Предлагает дополнительное задание — прочитать текст, вставить наиболее подходящие по смыслу глаголы.

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно тёплым дождём и пошло (гулять, шагать) по синему небу. (Выглянуло, взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заблистали, заискрились) на земле маленькие жёлтые огоньки — одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Взглянула, посмотрела) она: в траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весёлые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на север.

Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую шубку надевают.

(По Н. Толмачёвой)

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 141 в учебнике. Нацеливает на выяснение, каким членом предложения может быть глагол.

• Организует творческую деятельность учащихся по заданию к упр. 142 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 85 в рабочей тетради.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. После выполнения называют глаголы, объясняют их лексическое значение. Выясняют, какую роль они выполняют.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании называют группы глаголов по значению. Делают вывод об использовании глаголов в языке и речи.

• Читают текст. Выбирают подходящие по смыслу глаголы. Читают полученные варианты. Объясняют лексическое значение выбранных слов. Доказывают правильность своего выбора.

• Читают задание. Находят глаголы. Называют изученные грамматические признаки. Называют глаголы-омонимы. Определяют их лексическое значение. Выделяют главные члены предложения. Делают вывод о том, что глагол в предложении является сказуемым.

• Читают задание. Планируют действия — рассмотреть рисунок, определить его тему, подобрать глаголы, которые называют действия персонажей на рисунке, составить устный рассказ, записать несколько предложений, подчеркнуть в них глаголы. Выполняют задание самостоятельно. В классе представляют устные тексты. Выслушивают друг друга. Обмениваются впечатлениями. Отмечают наиболее интересные рассказы.

• Читают задание. Комментируют последовательность действий по его выполнению.

Подведение итогов

• Вовлекает учащихся в беседу — просит обобщить сведения об изученных грамматических признаках глагола, назвать его роль в языке и речи.

• Обсуждают и обобщают сведения по изучаемой теме. Анализируют своё поведение в разных ситуациях урока.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, предложением, текстом, задание 2, с. 146).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 86 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Весна идёт!».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.