Роль местоимений в речи

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Роль местоимений в речи

Урок № 115


Тема: Роль местоимений в речи.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение распознавать местоимения среди других частей речи;

• развивать умение находить в тексте личные местоименная;

• учить правильно употреблять в речи местоимения ты, вы.

Планируемые результаты

Предметные:

• распознавать местоимения среди других частей речи;

• определять наличие в тексте личных местоимений;

• знать случаи употребления в речи местоимений ты, вы.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• делать выводы на основе наблюдения;

• соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;

• рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность;

• активно сотрудничать при работе в парах.

Личностные:

• знать и применять в общении правила вежливого обращения.

Межпредметные связи: чтение (работа над загадками).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», объяснить смысл заголовка и главную мысль текста.

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

— Кто наказал его? — спросила соседка.

— Он сам себя наказал,— ответила мама.

• Просит определить, какое слово встречается чаще других, какую информацию об этой части речи могут дать.

• Нацеливает на выявление темы урока, постановку учебной задачи с опорой на с. 51, 52 в учебнике.

• Читают или слушают текст. Отвечают на вопрос, заключённый в заголовке. Делают выводы.

• Называют слово я, определяют его как местоимение. Вспоминают изученные сведения об этой части речи.

• Находят в учебнике названные страницы. Определяют планируемые результаты. Читают название темы. Формулируют задачу — вспомнить о личных местоимениях, уточнить их роль в речи.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 68 в рабочей тетради.

• Читают и выполняют задание. По окончании доказывают, опираясь на знания, полученные ранее, что все слова являются местоимениями.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 108 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 109 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 69 в рабочей тетради, выбрав форму работы — индивидуально или в парах, обобщить сведения о местоимении.

• Предлагает выполнить задание к упр. 110 в учебнике, определить роль местоимений в речи.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 111 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 70, 71 в рабочей тетради.

• Читают задание. Выделяют местоимения. Отвечают на вопросы, добавляют сведения о местоимении. Проверяют себя по учебнику на с. 52.

• Читают задание. Классифицируют личные местоимения по роли в речи.

• Читают задание. Выбирают форму работы. Заполняют таблицу. При проверке делают сообщение о лице и числе местоимений.

• Читают и отгадывают загадки. Выполняют задание. Объясняют, с какой целью в загадках используются местоимения.

• Читают предложения. Рассуждают, на кого или на что указывает местоимение. Наблюдают за тем, когда в разговорной речи используется местоимение вы, а когда — ты. Делают вывод.

Находят главные члены в последнем предложении. Делают вывод о том, что местоимение в предложении может быть подлежащим.

• Читают задания. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает сравнить поставленную задачу и полученный результат, обсудить, в каких ситуациях потребовались полученные знания и умения, обосновать значимость изучаемой темы.

• Анализируют учебную деятельность и результаты обучения. Делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, ч. 1, с. 137).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу.

1. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — это...

[ ] личные местоимения

[ ] имена существительные

[ ] предлоги

2. Личные местоимения...

[ ] обозначают предмет

[ ] указывают на предмет

[ ] называют признак

3. Личное местоимение находится в строке...

[ ] ель

[ ] ем

[ ] он

4. Слова, которые не являются местоимениями, находятся в строке...

[ ] ты, мы

[ ] он, она

[ ] в, о

5. Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением, находится в строке...

[ ] Из леса доносилось пение птиц.

[ ] Ранним утром мы отправились на рыбалку.

[ ] К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Дополнительные творческие задания: составить диалоги, правильно употребив местоимения ты, вы.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.