Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения

Урок № 9


Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения.

Tип: повторение изученного материала.

Задачи:

• учить задавать смысловые вопросы для установления связи слов в предложении;

• развивать умение определять главные и второстепенные члены в предложении;

• формировать умение различать нераспространённые и распространённые предложения.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;

• выделять главные члены предложения;

• различать главные и второстепенные члены предложения;

• различать распространённые и нераспространённые предложения.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• анализировать схемы предложений;

• находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение;

• планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• работать с памяткой.

Личностные:

• осознавать важность изучения русского языка.

Межпредметные связи: чтение (выбор заголовка к тексту).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти в учебнике тему урока, прочитать. Просит рассмотреть материал на с. 18, 19, уточнить, какие сведения по теме урока им уже известны, чему будут учиться.

• Находят в учебнике с. 18, читают тему. Во время фронтальной беседы вспоминают, что учились определять главные и второстепенные члены предложения, различать распространённые и нераспространённые предложения. Предполагают, что на уроке будут повторять пройденный материал, применять полученные сведения при выполнении заданий к упражнениям.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 23 в учебнике.

• Читают задание. Планируют деятельность в парах, готовятся к письму по памяти, записывают текст, проводят взаимопроверку. Уточняют, как находить главные члены предложения, выделяют, определяют роль второстепенных членов предложения. Соотносят сделанные выводы с информацией в учебнике на с. 18. Готовят небольшое сообщение о главных и второстепенных членах предложения. По окончании работы представляют подготовленное сообщение одноклассникам. Выслушивают и дополняют.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 28 в рабочей тетради.

• Организует выполнение учащимися задания к упр. 24 в учебнике, предлагает определить последовательность действий.

• Предлагает самостоятельно выполнить упр. 25 в учебнике, выбрав форму работы — индивидуально или в парах.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 27 в рабочей тетради.

• Читают задание. Комментируют последовательность действий. Вписывают пропущенные слова. По окончании представляют полученные варианты, обосновывают правильность выбранного слова. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее удачные предложения.

• Читают задание. Самостоятельно определяют порядок выполнения: прочитать, озаглавить (по теме или основной мысли), списать, вставляя пропущенные буквы, выделить грамматическую основу, выполнить разбор предложения с опорой на памятку, объяснить, как найти распространённые и нераспространённые предложения. Выполняют задания согласно пунктам плана. При необходимости задают уточняющие вопросы, могут попросить помощи у учителя или одноклассника из пары. По окончании работы сообщают, как выполнили разбор предложения с опорой на памятку, как различить распространённые и нераспространённые предложения.

• Читают задание. Выбирают форму работы. Соотносят данные схемы с предложениями из упр. 24, делают выводы. Уточняют информацию в учебнике на с. 19. Составляют свои предложения к схемам. Обсуждают в классе выполнение задания. Обобщают информацию о том, как различить распространённые и нераспространённые предложения.

• Рассматривают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Организует обсуждение — просит высказать своё мнение о том, каких результатов достигли в течение урока, какие возникли затруднения, над какими заданиями ещё следует работать.

• Включаются в беседу. Высказывают мнения. Выявляют причины успеха/неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, с. 107, задание 1).

Диагностика достижения планируемых результатов: списать предложения. Выделить главные члены предложения.

1. Осень одела деревья в новый наряд.

2. Хитрая лиса забралась в курятник.

3. Над цветами кружат золотые пчёлы.

4. Дождевые капли барабанили по крыше.

5. Яркое солнце осветило окрестность.

Дополнительные творческие задания: составить пять нераспространённых предложений на любую из данных тем: «В лесу», «На речке», «Осень пришла».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

















Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.