Имя прилагательное - Грамматика, правописание и культура речи

Група в ViberГрупа в Facebook

Нестандартные задания по русскому языку 3 класс ко всем действующим учебникам - 2017 год

Имя прилагательное - Грамматика, правописание и культура речи

Имя прилагательное как часть речи

32. Отметь ошибочные утверждения.

1) Имена прилагательные указывают на признак предмета.

2) Имена прилагательные указывают на предмет.

3) Имена прилагательные — это признак предмета.

4) Имена прилагательные называют (обозначают) признак предмета.

33. Прочитай предложения.

Утром мы пошли в лес собирать подберёзовики. Такие грибы обычно растут под берёзами.

Третьеклассники установили, что слово такие является именем прилагательным. Они рассуждали так:

Слово указывает на предмет; отвечает на вопрос какие? Грибы (какие?) такие — мн. ч.; гриб (какой?) такой — ед. ч.

Правы ли ребята?

34. В каком ряду все выделенные слова являются именами прилагательными?

1) мелкие деньги, этот дом, глухое место

2) знойный воздух, мясной фарш, медная проволока

3) весенняя птица, голубизна неба, тёплый свет

35. Может ли имя прилагательное употребляться в речи без имени существительного? Например, белый, красный. Почему? Обсуди ответ с соседом по парте.

36. Тебе известно, что грамматические признаки имени прилагательного зависят от имени существительного. Почему?

37. Правильно ли определены части речи? Если есть ошибки, исправь их.

1) синева (неба) — прил.

2) нежность (мамы) — прил.

3) розовый (бант) — прил.

4) плаксивый (ребёнок) — гл.

38. Найди ошибки в определении частей речи.

1) доброта (бабушки) — прил.

2) молчаливый (человек) — гл.

3) жёлтая (трава) — прил.

4) каменный (дом) — прил.

39. Школьники находили имена прилагательные и устанавливали их связь с существительными. Правильно ли они задавали вопросы? Если есть ошибки, исправь их.

1) золотая (что?) осень

2) река (какая?) горная

3) (какого?) тёмного леса

4) (с каким?) младшим братом

Изменение имён прилагательных по числам и родам

40. От чего зависят грамматические признаки рода и числа имён прилагательных?

41. Отметь верные утверждения.

1) Род и число прилагательного определяются по роду и числу существительного, от которого зависит прилагательное.

2) Имена прилагательные изменяются по числам и родам.

3) Имена прилагательные изменяются по числам и относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.

4) Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и родам.

42. Какая часть слова выражает грамматическое значение рода и числа? Отметь правильный вариант ответа.

1) корень

2) приставка

3) окончание

4) суффикс

43. Проверь, правильно ли третьеклассники определили форму числа имён прилагательных. Если есть ошибки, исправь. Подумай, почему возникли ошибки.

1) спокойное море — ед. ч.

2) чёрная скала — ед. ч.

3) золотая листва — мн. ч.

4) крутые берега — мн. ч.

5) шумная детвора — мн. ч.

44. Найди два однокоренных имени прилагательных в отрывке из стихотворения.

День меж тем к концу подходит,

В красный терем спать уходит

Солнце красное с небес...

Гаснут листья. Меркнет лес.

А почему у них разные окончания? Выпиши эти прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят. Задай вопросы.

45. У каких прилагательных нельзя определить форму рода? Почему?

46. Третьеклассники определяли род имён прилагательных в данных словосочетаниях. Проверь ответы. Если есть ошибки, исправь. Подумай, почему появились ошибки.

1) военный парад — м. р.

2) древние стены — ж. р.

3) воинская слава — ж. р.

4) полковое знамя — ср. р.

5) последние сражения — ср. р.

6) далёкие выстрелы — м. р.

47. Определи род имён прилагательных в данных словосочетаниях. В определении рода каких прилагательных можно допустить ошибки? Почему?

1) вкусн.. вермишель

2) сочн.. дыня

3) яблочн.. компот

4) концертн.. рояль

48. Прочитай слова.

Красный (флаг); краснота; тёмная (вода); темнота; зелёные (берёзы); зелень.

Какое из слов имеет следующие признаки: называет признак; находится в форме ед. ч.; изменяется по родам; ж. р.?

49. Прочитай предложение.

Наступила летняя ночь: чёрная, тихая, тёплая.

В этом предложении четыре имени прилагательных. Все они имеют одинаковые формы рода и числа. Какие?

А почему у них разные окончания: -яя, -ая?

Изменение имён прилагательных по падежам

50. Ты уже знаешь, что падеж имён существительных определяется по двум падежным вопросам. А можно ли падеж имён прилагательных определить по вопросу? Почему? Обсуди ответ с одноклассниками.

51. Закончи высказывание.

При изменении имён прилагательных по падежам...

1) образуются новые слова

2) изменяется основа слова (корень, приставка, суффикс)

3) изменяются окончания, образуются новые формы одного и того же слова

52. Проверь, правильно ли третьеклассники рассуждали при определении падежа имён прилагательных. Если есть ошибки, исправь их.

— сначала нахожу прилагательное,

— затем задаю вопрос к прилагательному,

— после этого определяю падеж прилагательного.

53. Прочитай стихотворные строки 3. Александровой.

А в роще сонной и пустой

Дрожат от холода осины,

И долго листик золотой

Летит за стаей журавлиной.

В этом тексте четыре имени прилагательных. У них одинаковые окончания. Верно ли утверждение, что все эти прилагательные имеют одинаковую форму падежа?

Докажи свою точку зрения: выпиши прилагательные с существительными, от которых они зависят. Определи форму падежа существительного, а потом прилагательного.

54. Прочитай отрывок из стихотворения Ю. Владимирова.

Кто продырявил старый барабан?

Барабанил в барабан барабанщик наш;

Барабанил в барабан тарабарский марш.

Барабанил в барабан барабанщик Андриан,

Барабанил, барабанил, бросил барабан.

В этом тексте два имени прилагательных. Почему у них разные окончания? Отметь правильный ответ.

1) Имена прилагательные находятся в разных падежных формах. Барабан (какой?) старый — И. п.; марш (какой?) тарабарский — В. п.

2) Оба имени прилагательных стоят в И. п. (что?) барабан — И. п.; барабан (какой?) старый — И. п.; что (марш) — И. п.; марш (какой?) тарабарский — И. п. Но основа прилагательного старыйоканчивается на твёрдый согласный [р], а основа прилагательного тарабарский — на мягкий согласный [к’].

3) Оба имени прилагательных стоят в одном и том же падеже — в В. п.; но у прилагательного старый основа на твёрдый согласный [р], а у прилагательного тарабарский — на мягкий согласный [к’]. Продырявил (кого? что?) барабан — В. п.; барабан (какой?) старый — В. п.; барабанил (кого? что?) марш — В. п.; марш (какой?) тарабарский — В. п.

55. Какое прилагательное(-ые) в данных сочетаниях слов находится (находятся) в форме м. р. В. п.? Отметь его.

1) слушать тихие шорохи

2) наслаждаться весенней трелью соловья

3) слышится тихий шёпот

4) слушать тихое пение

5) вспоминать летний отдых

56. В каком ряду все имена прилагательные употреблены в форме одного и того же падежа? Какого?

1) вспоминать о весенней грозе, наслаждаться летней погодой, прислушиваться к весенней трели

2) пойти в соседнюю деревню, составить словесный портрет, смотреть на плакучую иву

3) дует яростный ветер, совершить интересное путешествие, строится гигантский завод

57. Верно ли утверждение, что в данных предложениях представлены имена прилагательные во всех падежных формах? Докажи свою точку зрения: выпиши прилагательные с существительными, от которых они зависят.

1) в вечернем небе сквозь облака пробивалась луна.

2) Горы покрыты ночной мглой.

3) Природа наполнена покоем погожей осени.

4) Хорошо бродить по лесам, полям, лугам в летний день.

5) Поезд мчался по весенней роще.

6) Скоро облако превратилось в зловещую тучу.

58. Прочитай предложения.

1. Утренний мороз сковал горный луг.

2. Солнечные лучи освещали лесные тропинки.

3. Густой туман опустился на дальнее озеро.

На сколько групп можно разделить имена прилагательные из данных предложений в зависимости от их падежной формы? Выпиши прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят.

59. Прочитай строки из стихотворения М. Лермонтова “Бородино”.

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

Третьеклассники установили, что имя прилагательное чужие находится в И. п.

Они рассуждали так:

(Кто? что?) командиры — И. п.; командиры (какие?) чужие — И. п.

Правы ли ребята? Если есть ошибка, исправь.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.