Имя существительное - Грамматика, правописание и культура речи

Група в ViberГрупа в Facebook

Нестандартные задания по русскому языку 3 класс ко всем действующим учебникам - 2017 год

Имя существительное - Грамматика, правописание и культура речи

Имя существительное, его грамматические признаки

1. Какое утверждение верное? Выбери правильный вариант.

В грамматике научное слово предмет обозначает:

1) вещи (молоток, стол);

2) людей, животных (ученик, тигр);

3) явления природы, события (град, революция);

4) вещи, людей, животных, явления природы, события, действия (бег, ходьба), признаки, качества (синева, нежность).

2. Выбери верное утверждение. Свой выбор объясни.

1) Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?, обозначают предмет, изменяются по числам и родам.

2) Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?, называют вещи, людей и животных, изменяются по числам, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему.

3) Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?, обозначают предмет, изменяются по числам, относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему.

3. Ученик определял части речи в данном предложении.

Бег коня был ровный и сильный.

Школьник решил, что слово бег является глаголом. Согласен (согласна) ли ты с ним? Предположи, как рассуждал ученик. Посоветуйся с соседом по парте. Ответ запиши.

4. Подумай, какие из слов могут вызвать у школьников трудности в определении части речи. Почему?

1) луна

2) голубизна

3) переписывание

4) Индия

5) родственники

6) месяц

5. Прочитай предложение.

Густая темнота опустилась на горячую землю.

Выпиши из этого предложения слово, соответствующее грамматическим признакам: называет признак предмета; употребляется только в форме единственного числа; относится к женскому роду.

6. Школьникам было дано задание найти в предложении слова по их грамматическим признакам: обозначает предмет, изменяется по числам, в форме единственного числа, относится к среднему роду.

В соседнем помещении слышалось тихое пение.

Укажи неправильные варианты ответов.

1) пение

2) тихое

3) (в) помещении

4) (в) соседнем

7. Ты уже знаешь, что имена существительные изменяются по числам. А есть ли в русском языке имена существительные, которые не изменяются по числам? Если да, то приведи примеры.

8. Отметь имена существительные в форме множественного числа.

1) тигр

2) листва

3) клоуны

4) лиса

5) молодёжь

6) автобусы

7) города

8) родня

9) медведи

10) радость

9. Отметь имена существительные, которые не изменяются по числам.

1) огурец

2) сани

3) храбрость

4) осины

5) ножницы

6) борьба

10. Что общего в следующих именах существительных? По какому основанию эти слова можно разделить на две группы?

Очки, ельник, молоко, брюки, беднота, вилы.

Изменение имён существительных по падежам

11. Почему для определения падежей имён существительных нужно обязательно задавать два падежных вопроса, а не один?

12. Почему у одушевлённых имён существительных мужского рода в единственном и во множественном числе трудно различить формы Р. п. и В. п.?

Например: нет друга, друзей — Р. п.; встретил друга, друзей — В. п. Выбери правильные варианты ответа.

1) У Р. п. и В. п. есть одинаковый падежный вопрос (кого?): нет (кого?) друга, друзей; встретил (кого?) друга, друзей.

2) У одушевлённых имён существительных мужского рода в Р. п. и В. п. в единственном и во множественном числе одинаковые окончания. В ед. ч. -а; во мн. ч. -ей (нет друга, друзей, встретил друга, друзей).

3) У одушевлённых имён существительных мужского рода в Р. п. и В. п. одинаковые основы.

13. Почему для различения смешиваемых падежей (И. п. — В. п. — Р. п.) нужно не только задать два падежных вопроса от главного слова к зависимому, но и подобрать для проверки вспомогательное слово?

Например: для разграничения И. п. и В. п.; В. п. и Р. п. нужно подставить существительное ж. р.: встретил (кого? что?) брата (сестру).

14. Прочитай словосочетание: бежал по дороге. В каком падеже стоит имя существительное: в Д. п. или в П. п.? Какой способ проверки ты выберешь при различении Д. п. и П. п.?

15. Какой шаг пропустил третьеклассник при определении падежа имени существительного? Допиши его.

— задаю два падежных вопроса к имени существительному

— проверяю себя: правильно ли поставил падежные вопросы. (Для разграничения И. п. — В. п. — Р. п. подбираю имя существительное ж. р. Для разграничения Д. п. — П. п. ставлю существительное в форму мн. ч.)

16. Прочитай отрывок из стихотворения С. Есенина.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Проверь, правильно ли третьеклассники нашли в этом тексте имена существительные в И. п.

Вьюга, пташки, вихри, красавица, весна.

Сколько слов с орфограммой “Буквы непроизносимых согласных” есть в этом тексте? Проверь их написание.

В каком слове корень такой же, как в слове снеговик; а суффикс и окончание, как в слове горные?

17. Героиня книги Туве Янссон “Сказки про Муми-тролля” Муми-мама предложила для спасения урожая развесить вокруг огорода таблички с надписью: “Лесных зверюшек просим оставить немного салата”.

Отметь правильное утверждение.

В этом предложении:

1) оба существительных (зверюшек, салата) в форме Р. п.: просим (кого?) зверюшек; немного (чего?) салата

2) оба существительных в форме В. п.: просим (кого?) зверюшек; оставить (что?) салата

3) существительное зверюшек — в В. п.; существительное салата — в Р. п.: просим (кого? что?) зверюшек (лису) — В. п.; немного (кого? чего?) салата (травы) — Р. п.

18. Прочитай текст.

С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку, покачал паука и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было! (По Н. Сладкову)

Третьеклассники установили, что слова акробата (предложение 2), паука (предложение 3) в форме В. п. Но правильно ли они рассуждали? Если есть ошибки в рассуждениях, укажи их, предложи свой вариант рассуждения.

1) разглядеть (кого?) акробата; покачал (кого?) паука

2) (кого? что?) акробата; (кого? что?) паука

3) этого (кого? что?) акробата; в воздухе (кого? что?) паука

4) в словах акробата, паука окончание -а, поэтому они стоят в форме В. п.

19. Прочитай отрывок из сказки Р. Киплинга о мангусте Рикки-Тикки-Тави.

Большой человек взял зверька двумя пальцами и сказал, что он не мёртвый, а всего лишь захлебнулся в воде. Тогда его завернули в вату и стали обогревать у огня. Он открыл глаза, чихнул.

В этом тексте у трёх имён существительных (зверька, огня, глаза) одинаковое окончание -а(-я). Верно ли, что все эти существительные в форме Р. п.?

Свою точку зрения докажи: выпиши эти имена существительные вместе со словами, от которых они зависят. Задай два падежных вопроса, подбери контрольное проверочное слово.

20. Прочитай отрывок из стихотворения Г. Граубина.

Хорошее настроение

Шёл по улице парнишка

Не спеша,

И тужурка нараспашку,

И душа.

Третьеклассники определяли, в каком падеже находится имя существительное (по) улице. Выбери правильный вариант рассуждения.

1) в П. п., так как: шёл (где?) по улице

2) в П. п., так как: шёл (по ком? по чём?) по улице

3) в Д. п., так как: шёл (по кому? по чему?) по улице

21. Прочитай стихотворные строчки И. Плакиды.

Утро наступило на лесной опушке.

Вышла мать-зайчиха из своей избушки. Побежала быстро по лесной дорожке. Принесла моркови полное лукошко.

Имена существительные (на опушке, по дорожке) имеют одно и то же окончание. Согласен ли ты с тем, что они стоят в форме одного падежа? Какого?

Проверь, правильно ли третьеклассники выписали имена существительные в форме Р. п.: (из) избушки, моркови.

А верно ли они нашли главное слово, от которого задали два падежных вопроса: вышла (из кого? чего?) (из) избушки; принесла (кого? чего?) моркови?

Правописание имён существительных

22. Подумай, зачем после шипящих на конце одних имён существительных пишется ь (мышь), а на конце других ь не пишется (камыш). Посоветуйся с соседом по парте.

23. В данных предложениях есть слова с ь. А одинаковую ли “работу” он выполняет? Распредели слова с ь на группы.

1. Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. (А. Фет) 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печальный свет она. (А. Пушкин) 3. В холодном парке, среди льдин, скучает лебедь. Он один. (А. Барто) 4. Под горою, у болота, не смолкая ни на миг, день и ночь лопочет что-то разговорчивый родник. (М. Джалиль) 5. Когда в полях желтеет рожь, стихает пение птиц. А пернатая молодёжь теперь порхает среди густой зелени. 6. Один и камень не поднимешь, а артелью горы сдвинешь. (Пословица)

24. Отметь слова, в которых третьеклассник допустил ошибки. Подумай, как рассуждал школьник.

1) мелочь

2) глуш

3) помощь

4) дрож

25. Отметь слова, в которых есть ошибки. Исправь их. Предположи, почему допущены ошибки.

1) горечь

2) кирпичь

3) вещь

4) борщь

26. По какому признаку слова распределены на две группы?

Группа 1

Группа 2

картеч..

плач..

мощ..

товарищ..

мыш..

смерч..

лож..

пляж..

роскош..

малыш..

27. Распредели слова на две группы в зависимости от того, пишется или нет ь. Какое слово не войдёт ни в одну из групп? Почему?

Дич.., мощ.., москвич.., глуш.., матч.., ключ.., мыш.., чертёж.., руж..ё, молодёж.., душ.., уж.. .

28. Отметь “лишнее” слово в каждом ряду. Вставь, где нужно, пропущенную букву.

1) чиж.., выигрыш.., суш.., сторож..

2) помощ.., лож.., камыш.., тиш..

3) ковш.., идёш.., муж.., карандаш..

29. Проверь предложения, записанные третьеклассниками. Если есть ошибки, исправь их.

1. Вещь хороша новая, а друг — старый. (Пословица) 2. Лож редко бывает скромна. Сорные травы пышно растут. (В. Крачковский) 3. На высоких соснах скользнул последний лучь. (М. Пришвин) 4. Тропу заплела спелая рож. 5. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. (И. Никитин)

30. В словах бить, бьёшь, мышь четыре буквы ь. А одинаковую ли “работу” выполняет ь?

Выбери правильный ответ.

1) Во всех случаях выполняет одинаковую “работу”: указывает на мягкость предшествующего согласного.

2) В слове бьёшь первая буква ь является разделительным ь, предупреждает, что буква ё обозначает два звука [й’], [о]; во всех остальных случаях ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

3) В слове бить ь указывает на мягкость предшествующего согласного; в слове бьёшь первый ь является разделительным, обозначает вместе с буквой ё звук [й’] на письме; ь на конце слов бьёшь, мышь после шипящих указывает на форму слова: на 2-е л. ед. ч. глагола (бьёшь), на ж. р. существительного (мышь).

31. Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака “Тихая сказка”. Вставь, где нужно, на месте пропусков ь или ъ.

Серый ёж., был очен.. тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них —

Очен.. тихий ёжик.

Всей сем..ёй идут гулят..

Ноч..ю вдол.. дорожек

Ёж..-отец, ежиха-мат..

И ребёнок ёжик.

Спит давно народ лесной.

Спит и звер.., и птица.

Но во т..ме, в тиши ночной,

Двум волкам не спится.

Вот идут на грабежи

Тихим шагом волки...

Услыхали их ежи,

Подняли иголки.

Ёжик с..ёжился, торчком

Поднял сотню игл...

Завертелся волк волчком,

Заскулил, запрыгал.

На сколько групп можно разделить слова с пропусками в зависимости от “работы”, которую выполняют ь и ъ?








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.