Слова с удвоенными согласными - ЗВУКИ И БУКВЫ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Слова с удвоенными согласными - ЗВУКИ И БУКВЫ

Цель: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(Учитель читает предложения, дети выписывают только слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Если не знают, какую букву писать, оставляют пустое место.)

Гнездо белочки было на старой сосне. Под зеленой еловой лапой строит свой дом зайка.

Еж укрылся листьями и заснул на всю зиму. В нору залезла лиса.

— Прочитайте, какие слова выписали.

— Как можно проверить в них безударную гласную?

— Выделите корень в словах.

— Выпишите слово гнездо, подберите к нему однокоренные слова. (Гнездышко, гнездится, гнездовье, гнездовой.)

III. Самоопределение к деятельности

(Ученик на доске под диктовку учителя записывает предложение.)

Закончились уроки. Анна и Алла вышли из класса.

— Проверьте, правильно ли написано предложение.

— Почему слова Анна, Алла и класс нужно писать с двумя буквами?

— Закройте одну букву. Прочитайте слово. Что изменилось? (Звук звучит коротко.)

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока на с. 117.

— Объясните значение слова удвоенные. (Две одинаковые буквы рядом.)

Упр. 188 (с. 117).

— Прочитайте слова.

— Значение каких слов вам неизвестно?

— Что такое перрон? (Перрон — площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа.)

— Что такое вожжи? (Вожжи — часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы править лошадью.)

— Произнесите каждое слово, послушайте, какой звук слышим на месте удвоенных согласных. (Он долгий, тянется.)

— Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.

— Прочитайте правило.

— Слова с удвоенными согласными можно тоже назвать словарными. Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в словаре.)

V. Физкультминутка

Раз, два — выше голова,

Три, четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

Семь, восемь — лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 189 (с. 117).

— Прочитайте слова. Значение каких слов вы не знаете?

— В каком словаре можно узнать значение слова? (В толковом словаре.)

— Выполните задания учебника самостоятельно.

— Как переносят слова с удвоенными согласными?

— Какие слова переносили?

— Прочитайте все способы переноса.

Упр. 190 (с. 118).

— Прочитайте задание.

— Замените сочетания слов одним словом. Выберите его из слов для справок.

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка. Самооценка с помощью “светофора”.)

VII. Рефлексия

— Я читаю слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите “+”, если в слове нет удвоенных согласных, ставите “—”.

Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, колет.

Ответ. +, -, +, -, +, +, +, -.

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

Домашнее задание

Выписать из орфографического словаря восемь слов с удвоенными согласными.