Какие бывают слоги - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Какие бывают слоги - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цель: повторить правила деления слова на слоги.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Диктант

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверек прыгнул на ель.

— Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные.

— Назовите слова, в которых безударную гласную можно проверить. (Несут — нес, в лесу — лес, зверек — зверь.)

— Написание какого слова с безударной гласной мы запоминали? (Ребята.)

— Найдите слова с мягким знаком — показателем мягкости, подчеркните их. (Пень, ель.)

— Какие еще знакомые орфограммы встретились? (ШИ пиши с буквой И в слове пушистый.)

— Оцените себя.

III. Самоопределение к деятельности

В русском языке живут гласные и согласные. Они очень дружат между собой. Согласные во всем соглашаются с гласными. Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи. Образуется слог, и согласные начинают разговаривать. Слог — это союз гласных и согласных. Правда, слог может состоять и из одной буквы, обязательно гласной, а из согласной — никогда. Плохо звучит согласная, когда одна. Иногда в слог встает еще одна согласная и букв становится три. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда только одна.

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Дружит гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

Ма- и ша-, а вместе Маша

К нам явились на урок.

— Кто скажет, как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слога без гласной не бывает.)

Откройте учебник и прочитайте, на какой вопрос мы сегодня на уроке ответим. (Какие бывают слоги?)

IV. Работа по теме урока

Упр. 95 (с. 65).

— Прочитайте стихотворение.

— Что необычного в записи последнего предложения? (Слова разделены на слоги.)

— Почему автор разделил слова на слоги? (Изображает гудок автомобиля.)

— Прочитайте, какое задание нужно выполнить письменно.

— Какие правила деления на слоги нужно вспомнить, прежде чем выполнять задание? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

— Прочитайте на с. 66 напоминание авторов о правилах деления слова на слоги.

— Узнали что-то новое? (Нет. Это повторение.)

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

На четыре — руки вниз.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 96 (с. 66).

— Прочитайте задание.

— Как вы поняли, что нужно сделать? (Прочитать пословицы, объяснить их значение.)

— Прочитайте первую пословицу. Как ее понимаете? (Рассуждения детей.)

— Какие буквы пропущены в словах? (Буква Е.)

— Выполните письменное задание.

— Разделите на слоги слова любого предложения.

— Назовите слова, состоящие из одного слога (Да.)

— В каких словах два слога? три слога?

— В каком слове больше всего слогов? (Четыре слога в словах ученику, учителю, учения.)

Упр. 97(с. 66).

(Самостоятельная работа.)

— Прочитайте задание и текст.

— Ответьте на вопросы.

— Выполните письменное задание. Как будете его выполнять? (Посчитаем, сколько в слове гласных, столько же будет слогов.)

— Прочитайте односложные слова, двусложные, трехсложные, четырехсложные.

— Кто все выполнил правильно?

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.

— Спишите, разделите на слоги.

(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую тему повторили? (Деление слов на слоги.)

— Какие правила нужно помнить, чтобы правильно разделить слово на слоги? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Не бывает слогов без гласных.)

— Если в слоге один звук, он гласный или согласный?

— Кто может сказать, что хорошо умеет делить слова на слоги?

Домашнее задание

Выполнить упр. 98 (с. 67).