Единственное и множественное число глаголов - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Единственное и множественное число глаголов - ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять число глаголов; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Как-то в блюдеч..ке в..рен..я

Я нашел ст..хотворен..е.

Я, конеч..но, сразу сел

И в..рен..е быстро съел.

И тепер.. для прод..лжен..я

Этого ст..хотворен..я Нет ни капел..ки в..рен..я.

С. Бондаренко

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Какая орфограмма встречается чаще других? (Разделительный мягкий знак.)

— Вспомните правило, когда пишется разделительный мягкий знак.

— Когда пишем мягкий знак — показатель мягкости согласных? (После согласных перед согласными или в конце слова.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение.)

Прибежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

— Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошелся народ,

Побежала опять в огород.

Н. Рубцов

— Что значит опустила глаза? (Стало стыдно.)

— Кто понял основную мысль стихотворения? (Когда ругают - стыдно, а потом делает то же самое.)

— Запишите первое предложение.

— Подчеркните основу предложения.

— Назовите подлежащее. (Коза.)

— Что можете сказать о слове коза? (Имя существительное, одушевленное, в единственном числе.)

— А если коза не одна вернулась в огород, а взяла еще подружек — коз? Как запишем предложение? (Побежали козы в огород.)

— Подчеркните основу в этом предложении.

— Что можете сказать о слове козы? (Имя существительное, одушевленное, во множественном числе.)

— Проследите, как изменяется сказуемое. (Побежала — побежали.)

— Что изменилось у глагола?

— Действие скольких предметов обозначает слово побежала? (Одного.)

— Действие скольких предметов обозначает слово побежали? (Многих.)

— Кто догадался, какой глагол в единственном числе? Какой глагол во множественном числе?

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 74.

Упр. 128 (с. 74).

— Посмотрите лексическое значение слова мокнут в словарике.

— Выполните задания по учебнику.

— Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?

— Сравните свой ответ с правилом в учебнике.

V. Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала еще раз!

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 129 (с. 75).

— Прочитайте задание к упражнению. Что будете делать? (Изменять глаголы по числам.)

— Прочитайте первую пару глаголов. На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе? во множественном числе?

— Выполните задание.

— Изменяя по числам глаголы, мы получаем однокоренные слова или формы одного и того же слова? (Формы слова.)

— Прочитайте правило.

VII. Рефлексия

(Учитель читает глаголы, ученики ставят букву Е, если глагол в единственном числе, и букву М, если глагол во множественном числе. Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

Катается, ушли, радуется, смеются, улыбнутся, принес, научусь.

Ответ. Е, М, Е, М, М, Е, Е.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали сегодня о глаголе?

— Чему научились на уроке?

— Кого хочется похвалить за активную работу на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 130 (с. 75).