Правописание слов с разделительным мягким знаком - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Правописание слов с разделительным мягким знаком - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Цели: формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; различать звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(Работа в парах. Учащиеся диктуют друг другу слова с парными согласными, записанные дома, оценивают друг друга.)

2. Словарная работа

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.

Джунгли — дом ее родной,

Там свобода и покой.

Там любимые бананы,

И кругом растут лианы. (Обезьяна.)

— Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб’из’йана].)

— Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.

— Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить слово. (Ответы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья.

— Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком.)

— Сколько звуков и букв в слове коньки! (Пять звуков и шесть букв.)

— Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает.)

— Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука.)

— Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четыре звука.)

— Назовите звуки, ([лйот].)

— Какая буква пишется на месте звука [Й’]? (Мягкий знак.)

— Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах.

IV. Работа по теме урока

— Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.

— Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.

Упр. 51 (с. 31).

(Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.)

— Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук [Й’], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак.)

Упр. 52 (с. 32).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

— Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.)

— Прочитайте правило тетушки Совы.

— Подведем итоги: между какими буквами пишется разделительный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает гласная буква?

V. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

(Взмахи руками, покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 53 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение.)

— Какое словарное слово встретилось в упражнении?

Упр. 54 (с. 33).

(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся знакомятся с названием орфограммы.)

— Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? (Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й’].)

VII. Рефлексия

— Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какое звуки обозначает гласная буква.

[йи] [а] [йа]    [а]

Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.

(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой орфограммой познакомились на уроке?

— Что вас удивило в написании этой орфограммы?

— Какие чувства вы испытали, когда увидели, что ваши выводы совпадают с текстом правила?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 55 (с. 33).