Предложение как единица речи, его назначение и признаки - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Предложение как единица речи, его назначение и признаки - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; воспитывать уважительное отношение к своему Отечеству, создать условия для осознания детьми значения слова Родина; воспроизвести знания учащихся о предложении; формировать умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в различных предложениях и писать слова в предложении раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, определять границы предложения в деформированном тексте, составлять предложение-ответ на вопрос вопросительного предложения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Обсуждение составленных предложений и частей текста (“Рабочая тетрадь”, упр. 11, с. 7; упр. 13, с. 8).

2. Комментированный словарный диктант в виде кроссворда с заданиями (задание выполняется и в тетради — слова записываются в строчку, и на доске — буквы вписываются в клеточки).

Кроссворд

По горизонтали:

1. Школьная принадлежность для письма. (Тетрадь.) 2. Слово, которое мы говорим при расставании. (Прощай.) 3. Ученик, который следит за порядком в классе. (Дежурный.) 4. Тот, кто преподаёт в школе. (Учитель.) 5. Первый месяц осени. (Сентябрь.) 6. Верхняя одежда, которую носят в холодную погоду. (Пальто.)

Определение седьмого слова, которое получилось по итогам разгадывания кроссворда по вертикали. (Родина.)

3. Ответ на вопрос учителя: “Что мы называем словом Родина?” Чтение стихотворения З. Александровой “Родина”:

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот...

Уточнение значения слова: в узком (родина — это место, где ты родился) и широком смысле (Родина — Отчизна), объяснение написания слова. Запись слова в тетрадь.

4. Работа со шмуцтитулом (учебник, с. 23) и определение целевой установки изучения раздела “Будем учиться”.

5. Чтение темы урока “Предложение” и обсуждение первой познавательной задачи урока: “Что такое предложение?” (учебник, с. 24).

6. Чтение и сопоставление трёх записей: запись отдельных слов, сочетаний слов, не связанных по смыслу,

и предложения (учебник, упр. 20, с. 24). Ответ на вопрос: “Почему не все записи являются предложениями?” Выполнение заданий. Учитель обращает внимание на то, что первая запись — это слова, разные по смыслу; вторая запись — незаконченное предложение: мысль не совсем понятна читающим; третья запись — предложение, в котором содержится сообщение, утверждение, что у каждого человека есть своя родина.

7. Наблюдение над предложениями поэтического текста (учебник, упр. 21, с. 24), определение на слух количества предложений в нём. Обсуждение ответов на вопросы: “О чём сообщается в каждом из предложений? Сколько слов в каждом из предложений? Связаны ли они по смыслу? Как оформляются предложения на письме? А в устной речи?” Работа с определением предложения, его воспроизведение и обобщение (учебник, с. 24.)

8. Обобщение: предложение выражает законченную мысль; слова в предложении связаны по смыслу; в устной речи соблюдается интонация конца предложений, в письменной — первое слово записывается с заглавной буквы, в конце предложений ставятся знаки конца предложения.

9. Постановка второй познавательной задачи урока: “Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?” (учебник, с. 25). Проверка высказанных учащимися мнений по учебнику в ходе работы с лингвистическим текстом о знаках препинания, выполнение устных и письменных заданий (учебник, упр. 22, с. 25).

10. Упражнение в чтении, правильной постановке знаков препинания и записи предложений (учебник, упр. 23, с. 25). Предложения даны на доске без знаков препинания:

Мы гуляли в осеннем лесу

До чего красиво здесь

А вы были в осеннем лесу

Обсуждение: “Удалось ли прочитать предложения выразительно? Почему нет? Что надо сделать, чтобы чтение получилось выразительным?”

Обоснование постановки знаков препинания и запись предложений.

11. Выполнение заданий “Рабочей тетради” (упр. 15, с. 9). Наблюдение над написанием слов-названий знаков пре пинания.

12. Распознавание предложений в записи (“Рабочая тетрадь”, упр. 14, с. 9) и обоснование правильности написания каждого предложения.

13. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что такое предложение? Как в устной речи определить предложения? (По интонации.) Почему в конце предложений ставятся разные знаки препинания? Как в письменной речи обозначается начало и конец предложения?”

Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение заданий учебника (рубрика “Проверь себя”, задания 1, 2, с. 40).

Домашнее задание

Подобрать и выписать три предложения, различные по интонации, из учебника по литературному чтению. Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 14, с. 9).