Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями

ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать навык правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся усовершенствуют навык правильно и последовательно называть буквы алфавита.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка знания букв в алфавите, их последовательности и правильного называния каждой буквы. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. С. 37, упр. 77.

— Прочитайте названия летних месяцев в алфавитном порядке, осенних месяцев в алфавитном порядке.


2. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Алфавит)

Проверка знания алфавита: ученики по очереди называют все буквы в алфавитном порядке.


3. Целеполагание

— Определите тему нашего урока («Русский алфавит, или Азбука»).

Сегодня на уроке вы будете совершенствовать навык правильного и последовательного произнесения букв алфавита, учиться пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре.


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 83, упр. 125.

Определение правила расположения слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Чтение рубрики «Вспомните!» (учебник, с. 83). Запись по алфавиту слов любой группы по выбору. Обсуждение вопроса: в каких жизненных ситуациях нам приходится пользоваться знанием алфавита? Нахождение слов с заданной буквой в словаре учебника.

Работа по учебнику. С. 84, упр. 126.

Работа в парах. Словарная работа.

Отгадывание слова.

Работа со словарным словом ноябрь: выяснение значения, происхождения. Наблюдение над произношением и написанием этого слова. Подбор к нему однокоренного слова (ноябрьский).

— Определите, какое слово в словаре будет первым — ноябрь или ноябрьский?

Запись слов ноябрь и ноябрьский.

Работа по учебнику. С. 84, упр. 128.

Составление слов-палиндромов по образцу и предложенным словам. (Нажал кабан на баклажан.)


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Выполнение задания в рабочей тетради. С. 38, упр. 81.

Письменное восстановление стихотворения Л. Яхина.

Работа в парах. Расположите названия животных в алфавитном порядке.


6. Самостоятельная работа

— Запишите под диктовку буквы. Определите, какие буквы русского алфавита отсутствуют. Допишите недостающие буквы.

(б, л, ы, м, и, ф, р, с, х, ы, а, я, ч, з, ъ, ю, к, т, у, о, п, г, й, ё, ц, в, ж, щ, э, ь)


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 80 на с. 38.


8. Подведение итогов урока

— Что означает слово алфавит?

Для чего надо знать алфавит?

Ученики по очереди называют все буквы в алфавитном порядке.