Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение делить слово на слоги, ставить ударение, показывать подвижность ударения и использовать это свойство при проверке написания безударных гласных в слове.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся усовершенствуют свои умения делить слово на слоги, ставить ударение, использовать подвижность ударения при проверке написания безударных гласных в слове.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 29, упр. 61.


2. Актуализация знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 24, упр. 49.

— Составьте из слогов и запишите двусложные слова.

— Прочитайте слова, в которых первый слог ударный.

Прочитайте слова, в которых второй слог ударный.

Прочитайте слова, в которых знак ударения вы не поставили. Обоснуйте правильность своего ответа.


3. Целеполагание

— Тема нашего урока: «Ударение».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как определить ударный слог?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 69.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

Что нового вы узнали?

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 30, упр. 63.

— Что обозначают выделенные слова? Поставьте знак ударения в выделенных словах. Выполните задания к упражнению.

Работа по учебнику. С. 69, упр. 104.

Выразительное чтение строк, ответы на вопросы к упражнению.

Словарная работа.

Работа над словарным словом капуста: выяснение его значения и происхождения. Нахождение в стихотворных строках однокоренного слова к слову капуста. Наблюдение над единообразным написанием корня в словах капуста, капустный. Запись этих слов с выделением непроверяемой гласной в первом слоге.

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 30, упр. 64.

Повторение и закрепление орфографических навыков написания словарных слов. Определение ударного и безударного слогов в словах.

Работа по учебнику. С. 70, упр. 105.

Наблюдение над подвижностью русского ударения. Воспроизведение знаний детей о правописании безударной гласной в двусложных словах, проверочном и проверяемом словах. Выполнение заданий к упражнению.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!» (учебник, с. 70).

В каких случаях ударение может быть подвижным?

Работа по учебнику. С. 70, упр. 106.

Упражнение в определении места ударения в слове. Выполнение задания к упражнению. Проверка правильности выполнения задания — по орфоэпическому словарю (учебник, с. 134).


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Прочитайте слова. Найдите в каждой группе «лишнее» слово. Запишите слова, исключая «лишнее» слово.

Вариант 1

Лоб, снег, вода, лес.

Этаж, слеза, гора, грачи.

Вариант 2.

Тетрадь, класс, роща, пенал.

Москва, журавль, Волга, Жучка.

— Какие правила объединяют слова каждой группы?


6. Самостоятельная работа

Запись под диктовку предложений.

В траве блестят капли росы. Над цветами гудят пчёлы. Медведь любит ягоды.

Задание: Обозначьте в словах ударение, разделите слова на слоги вертикальными чёрточками.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 58 на с. 28.


8. Подведение итогов урока

— Что означает выражение: «Ударение в русском языке подвижное»?

Когда используется на письме это свойство ударения?