Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении

ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания детей об ударении, ударном и безударном слогах, наблюдать над разноместностью ударения в русских словах, совершенствовать навык определения ударения в слове.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся усовершенствуют навык определения ударения в слове, воспроизведут свои знания об ударении, ударном и безударном слогах.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 27, упр. 55.

— Какое слово вы собрали? Что обозначает это слово? Укажите ударный слог.


2. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение поэта Александра Шибаева. Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик.

А теперь про ударенье мы прочтём стихотворение:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка,

Держи в руках его, озорника.

Этот невидимка говорит:

Силачом слыву недаром,

Выделяю слог ударом.

— О чём это стихотворение? (Об ударном слоге.)


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 67.

— Тема нашего урока: «Ударение».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как определить ударный слог?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 67, упр. 99.

— Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина.

Чем необычна эта запись?

Что за знак стоит над буквами?

Прочитайте стихотворные строки, выделяя голосом ударные слоги. Прочитайте рубрику «Сведения о языке».

Что такое ударение?

Чем отличается ударный слог от безударного?

Как обозначается на письме ударение?

Выполнение задания в рабочей тетради на с. 27, упр. 56.

Способ проверки: самопроверка по учебнику (с. 67, упр. 99).

Работа по учебнику. С. 68, упр. 101.

Выделение из группы слов определённой слоговой структуры.

Работа по учебнику. С. 68, упр. 100.

Работа в парах.

— Посоветуйте, как определить ударение в слове. Выполните письменное задание.

Работа по учебнику. С. 68, упр. 102.

— Прочитайте стихотворение М. Дружинина.

Что значит «вежливые» слова?

Наблюдение над звучанием ударного слога. Выполнение заданий.

Словарная работа.

Работа над словарным словом извините: выяснение его значения и происхождения (Слово извините произошло от слова винить, что означает снять вину, оправдать, простить), определение, когда это слово употребляют в речи, проговаривание его по слогам с целью определения «трудных мест» в слове, запись слова в тетрадь.

Выполнение задания в рабочей тетради на с. 27, упр. 56.

Составление из слогов вежливых слов и определение, в каких жизненных ситуациях их употребляют в речи.

Работа в паре.

Составление диалогов, в которых должны быть использованы вежливые слова (рабочая тетрадь, с. 28, упр. 57).


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Большой — маленький»

Учитель называет большой предмет — учащиеся записывают в тетрадь название маленького предмета, и наоборот.

Берёза — ... (берёзка), ягода — ... (ягодка), трава — ... (травка), шляпа — ... (шляпка).

Веточка — ... (ветка), кошечка — ... (кошка), бумажечка — ... (бумажка), сказочка — ... (сказка).


6. Самостоятельная работа

Задание выполняется по вариантам.

— Спишите слова, обозначьте ударение.

Придумайте и запишите предложение со словом, в котором не ставится ударение.

Вариант 1

Весна, ручьи, пришла, пчёлы, журчат, жужжат.

Вариант 2

Малина, школа, самолёт, тетрадь, сова, коньки.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 61 на с. 29.


8. Подведение итогов урока

— Как определить ударение в слове?

Какие слоги называют ударными, а какие — безударными? В каких случаях ударение в словах не ставится?

Расскажи-ка,

Буква Ё, как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

«Ничего житьё течёт,

Я ударная всегда.»

Ой-ой-ой,

Вот это да!








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.